Положение о конкурсе
Конкурс «Сонет-хайку(СХ)».
Друзья, сегодня 17 марта 2010 года начинается новый (бессрочный и не анонимный) конкурс «Сонет-хайку».
Этот конкурс должен помочь европейскому поэту нащупать путь к хайку. Формально метод написания хайку можно представить так:
1) из спектра натуральных явлений жизни (снег, дождь, ветер, голубь и т.д.) автор выбирает два ассоциативно сопоставимых и
2) в лаконичной форме настоящего времени (желательно в трех строчках) связывает
эти явления в одной (словесной) картинке.
Читатель хайку решает обратную задачу: из простой картинки нужно выявить гармонирующие связи.
В европейских стихах также присутствуют картинки и открываются самые неожиданные связи явлений. Переходными к хайку мне представляются те произведения (в том числе и прозаические), которые строятся на ассоциировании двух явлений.
Рассмотрим, к примеру, следующий сонет Петрарки:
…………..Пример 1.
Колонна благородная, залог
Мечтаний наших, столп латинской чести,
Кого Юпитер силой грозной мести
С достойного пути столкнуть не смог,
Дворцов не знает этот уголок,
И нет театра в этом тихом месте,
Где радостно спускаться с Музой вместе
И подниматься на крутой отрог.
Все здесь над миром возвышает разум,
И соловей, что чуткий слух пленяет,
Встречая пеньем жалобный рассвет,
Любовной думой сердце наполняет;
Но здешние красоты меркнут разом,
Как вспомню, что тебя меж нами нет.
Франческо Петрарка, X
«Франческо Петрарка», сост. Н. Томашевский, М.: Правда, 1984 г, с. 33.
Здесь в 12 строчках показывается красота места, в котором находится автор. Однако у автора умер любимый человек. Очень важный момент – остановка времени. Недостаток этого сонета с точки зрения сонета-хайку вижу лишь в «как вспомню», что выдает дискретный рассказ. Без «как вспомню» (если бы действие сонета разворачивалось на моих глазах) меня бы все устраивало.
Вот японский аналог:
ГЭНДЗИ ПОТЕРЯЛ МАТЬ В ТРИ ГОДА, Я ТОЖЕ БЫЛ ПОКИНУТ МАТЕРЬЮ В ДЕТСТВЕ
И я сирота.
Свой блеск внезапно утративший
Светлячок.
Исса
"Кобаяси Исса. Стихи и проза», пер. Т. Л. Соколовой-Делюсиной, М., 1996 г, с. 46.
О форме СХ.
Согласитесь, если бы Петрарке сказали написать сонет, скажем на четверостишие большее, он с легкостью бы это сделал без потери содержания. Например, он мог бы написать о чудном озере в этом месте, или о возвышающихся горах, о цвете неба или обо всем вместе. Понятно, что концовка была бы прежней и содержание по сути не изменилось бы. А если бы форма сонета была бы на строфу меньше? Результат был бы тем же. А это от того, что ассоциирование двух явлений в картинке – дело хайку.
Понятно, что автору, который хочет перейти, скажем, от сонета к хайку, нужно для начала перейти к меньшей форме. Думается, что форма японского сонета - два трехстишия по (5-7-5) и четверостишие (7-5-7-5 или 5-7-5-7) – подходит, так как трехстишия (5-7-5) схожи по форме с хайку.
Важный психологический ход – не нужно любой ценой стремиться к форме. Важнее содержание. Подавляющее большинство российских хайку написано не по форме. Хорошее хайку, написанное в форме 5-7-5 ничем не лучше хорошего хайку, написанного не по форме. Другое дело, что усредненные значения могут колебаться около некоей эталонной формы.
Судить и комментировать могут все, но помните, что удалить произведение или комментарий пока нельзя.
У меня есть устная договоренность с Дмитрием Кудрей о печати лучших материалов сайта в альманахе «Хайкумена», но не знаю, как отнесется редколлегия альманаха к этому жанру. В любом случае, когда настанут лучшие времена, мы будем составлять ежегодные дайджесты, которые можно будет распечатывать. О выходе книги с лучшими материалами я уже только мечтаю.
…………………………..Дополнительный материал.
На хайку Иссы:
ГЭНДЗИ ПОТЕРЯЛ МАТЬ В ТРИ ГОДА, Я ТОЖЕ БЫЛ ПОКИНУТ МАТЕРЬЮ В ДЕТСТВЕ
И я сирота.
Свой блеск внезапно утративший
Светлячок.
Исса
"Кобаяси Исса. Стихи и проза», пер. Т. Л. Соколовой-Делюсиной, М., 1996 г, с. 46.
…………..Пример 2.
Опять зефир подул – и потеплело,
Взошла трава, и, спутница тепла,
Щебечет Прокна, плачет Филомела,
Пришла весна, румяна и бела.
Луга ликуют, небо просветлело,
Юпитер счастлив – дочка расцвела,
И землю, и волну любовь согрела
И в каждой божьей твари ожила.
А мне опять вздыхать над злой судьбою
По воле той, что унесла с собою
На небо сердца моего ключи.
И пенье птиц, и вешние просторы,
И жен прекрасных радостные взоры –
Пустыня мне и хищники в ночи.
Франческо Петрарка, СССX
«Франческо Петрарка», сост. Н. Томашевский, М.: Правда, 1984 г, с. 293.
…………..Пример 3.
Ни ясных звезд блуждающие станы,
Ни полные на взморье паруса,
Ни с пестрым зверем темные леса,
Ни всадники в доспехах средь поляны,
Ни гости с вестью про чужие страны,
Ни рифм любовных сладкая краса,
Ни милых жен поющих голоса
Во мгле садов, где шепчутся фонтаны, -
Ничто не тронет сердца моего.
Все погребло с собой мое светило,
Что сердцу было зеркалом всего.
Жизнь однозвучна. Зрелище уныло,
Лишь в смерти вновь увижу то, чего
Мне лучше б никогда не видеть было.
Франческо Петрарка, СССXII
«Франческо Петрарка», сост. Н. Томашевский, М.: Правда, 1984 г, с. 295.
«17» марта 2010 г Игорь Шевченко
г. Дубна
………………………………Пути японского сонета.
Понятно, что в новую форму можно облечь разное содержание. В этой статье я предлагаю один из возможных способов составления ЯС.
Сначала хочу оправдать катрен, который не вписывается в традиционную форму хайку и танка. И может показаться, что катрен чужеродное нововведение. Однако это не совсем так. Прочитаем следующие хайку:
1
Осенний дождь.
Смотрит на пузыри в лужах
Старуха с клюкой.
…………………SKYdancer
2
Осенний дождь.
Солдат на капустном поле
Укрылся мешком.
…………………Михаил Бару
3
Осенний дождь.
На грядке забытую свеклу
Мышка грызет.
.....................Михаил Бару
Если бы их написал один человек, то он мог подать их в форме цикла двустиший:
…….Осенний дождь.
Смотрит на пузыри в лужах
Старуха с клюкой.
Солдат на капустном поле
Укрылся мешком.
На грядке забытую свеклу
Мышка грызет.
Мы получили форму из любого четного числа строк.
Теперь о ЯС. Типовая форма хайку – природное явление (одна строчка, зачин) и сопоставляемое явление (можно и из жизни человека) в двух строчках. Хочется предложить подобную форму:
1. Жанровое хайку (из жизни человека),
2. Хайку, содержащее ключевое слово для катрена.
3. Катрен.
Так как в хайку плавающее число слогов, то и в ЯС не должно быть жесткого требования к количеству слогов. Важнее дух хайку и сопрягаемость частей.
Вот пример, составленный из нескольких хайку разных авторов (Глеб Секретта, lyablin, Басе (в переводе Веры Марковой), Михаил Сапего):
в старом зеркале
идут и идут назад
старые часы
хайкумену листаю
страницы люди года
осенний дождь
на ветке ворон
сидит одиноко…
мочится бомж,
голову к небу задрав…
Ключевое слово для катрена: «осенний дождь». Сам катрен можно понять как строки из хайку, которые можно прочесть в Хайкумене. Есть историческая неточность: не только трехстишия, но и хайку Сапего ни разу не публиковались в Хайкумене. Но вполне вероятно, что рано или поздно справедливость восторжествует.
Проблема в написании таких ЯС в том, что мы пока еще очень плохо пишем хайку. Поэтому может на первом этапе попробовать составлять ЯС? Так как сообщество хайдзинов пока совсем небольшое, то хайку возмущенного автора можно будет заменить.
«1» апреля 2010 г Игорь Шевченко
г. Дубна