Положение о конкурсе
Первый экспериментальный конкурс
японско-русских сонетов
Хочется, чтобы первый конкурс стал смотровой площадкой попыток соединения поэзии Востока и Запада. Основные рекомендации вытекают из следующего стихотворения автора Фанни, в котором меня покорило пятистишие с органичным соединением русского и японского образов: сердце (середина, сердцевина, сущность человека), рождающее бабочку (восточный образ).
вера
в маленьком
доведенном до отчаянья
сердце
рождается
бабочка
твой голос
улыбаюсь
темноте
заглядываю в глаза прохожим
везде
ты
это кажется
потихоньку
случается – вдруг
ЯРС – характеризуется произвольной мазковой формой (в составе стихотворения могут быть любые краткостишия, с суммой строк чуть меньше или больше 14, три мазка и заключение) в соединении с восточным духом (лаконизм, недосказанность, нерифмованность, стремление к настоящему времени, к отсутствию сравнений и т. п.) и русским взглядом на мир (с поэтическими утверждениями), в котором легко могут ужиться противоположности (внешнее и внутреннее, интуитивное и рассудочное, конкретное и общее, картинное и невещественное, и т. п.). Лучшие образцы ЯРСов хочу показать Льву Константиновичу Котюкову с тем, чтобы включить этот жанр в состав номинаций конкурсов «Поэзия хайку».
Чем, на мой взгляд, стихотворение Фани выгодно отличается от ярса Вячеслава Куприянова, написанного в конце прошлого века?
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Многоточие
тающих в небе
птиц…
Желтые запятые
опавших листьев.
Из-под ладони
девушка смотрит
птицам вослед.
Вопросительным знаком
застыл над колодцем
журавль.
Любовь,
когда ты
вернешься?
«Антология русского верлибра», сост. Карен Джангиров, М.: «Прометей», 1991, с. 308-309
Есть соединение внешнего и внутреннего. Однако, обилие сравнений и сомнительный повтор «птиц», которым «девушка смотрит вослед», выводит стихотворение лишь на «околоярсовую» орбиту.
Примером макросонета, в котором мазок может состоять из микроштрихов, является цикл Алексея Грохотова:
ТАК
1
Бумага.
Тушь.
Перо.
Это во мне,
стремясь к одиночеству,
осень свивает
в единый со мной
иероглиф
небо,
деревья
и дождь.
2
Дворник присел отдохнуть
У ворот
Гудящего шумного дома
На коленях сложив
Красные натруженные листья.
3
Это и будет осень.
Это и будет старость.
Это и будет
что будет.
4
Я не умер. Я просто уехал.
Взял билет. Приобрел чемодан.
Пообедал. Простился с друзьями.
Занял верхнюю полку в купе.
Так и ехали. Женщина, мальчик
И седой, как знакомый, старик.
«Антология русского верлибра», сост. Карен Джангиров, М.: «Прометей», 1991, с. 156-157
Понятно, что теории этого жанра нет, и мои высказывания носят интуитивный и необязательный характер.
Начинается конкурс с девятого сентября 2012 года
http://www.haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=33;&rules=y (фото Юрия Пустового, г. Москва). Авторы могут ставить любое количество произведений.
Ники авторов открыты для всех, как и комментарии к ним. Судейский корпус состоит из квалифицированного меньшинства (КМ), состоящего только из мастеров и гуру конкурсов «Поэзия хайку»: Евтеева А. М., Николая В., Просто Сергеича, alexeyfan, gripas_v, ketschmidt, polyanka и pol_doma. Приглашаю к судейству Фанни. Для этого мне нужно, чтобы Вы зарегистрировались на сайте haiku-konkurs и сообщили мне свой ник. Прошу автора Фанни поставить это стихотворение на конкурс, так как в «Антологии…» будут опубликованы мои трехстишия и - Людмилы Кондратовой. Судьи не оценивают свои произведения.
Дата окончания конкурса такая же, как и для «ПХ-9», т. е. до 24.00 часов 30 ноября 2012 года. Срок может быть изменен, так как подгоняется к месяцу выхода второго номера журнала «Поэзия». О любых текущих изменениях буду сообщать.
Удачи!
«9» сентября 2012 года И. А. Шевченко
г. Дубна