Игорь Шевченко Здесь я должен обосновать свою высокую оценку. Такие трехстишия я называю звуковыми. Их мало, а из хороших приведу одно:
Поезда тарахтенье –
Сквозь кваканье лягушек...
Танэда Сантока (1882-1940), пер. А. Долина
Техника с трудом входила в лексикон хайку. А сейчас мне перед собой приходиться отстаивать трехстишие полностью посвященное поезду.
Итак, мои доводы.
1. Это хайку - одно из лучших отечественных звуковых трехстиший.
а) "вдруг" и "гул" - аллитерация;
б) "перестук колес" - аллитерация;
в) На самом деле, проезжая через мост, мы слышим более громкий стук колес. И об этом сказано: "и снова тихий", т.е. был более громкий перестук колес, когда поезд шел по мосту.
2. Есть две опоры: поезд - явная опора, мост - неявная, она лишь влияет и выявляет.
3. Интерпретаций можно придумать много. Вот лишь две из них.
а) Мы привыкли к некоторым типовым хайку, скажем, природоописательным и, вдруг, проносится "грохотулька" Алексея Грохотова, или, вдруг, слышится "гул" моста Павла Захарова.
б) С мостом я связываю определенный вид редко встречающихся трехстиший, в которых как бы перекидывается мост от одних событий к другим. Читаешь, читаешь, и вдруг, интересный мост, и снова, читаешь...
3. Можно поставить точку, после "И снова". Новый звуковой орнамент - мы проезжаем два моста. И уже потом все как всегда - "тихий перестук колес".
Недостаток я вижу один, почему и оправдываюсь: трехстишие сродни звуковому рассказу, т.е. приведена последовательность событий.
Танэда Сантока пишет по правилу остановленного мгновения - "здесь и сейчас".
Дешевое оправдание - ссылаться на японских классиков, даже, скорее порочный путь, но чего не сделаешь, чтобы поставить 0, когда хочется.
Этот прием я бы назвал - "диапазон контраста".
Едва в долину сошел.
На брови осенним холодом
Вершина горы легла.
Бусон
Едва-едва добрел,
Усталый, до ночлега…
И вдруг – глициний цвет!
Басё
Едва пробудившись,
Жадный взор устремляю
К зеленым полям.
Исса
Примеров, конечно можно привести много. Может быть, следует считать диапазон контраста сложным мгновением.
02.05.09 |