К проекту «Японский сонет». Часть 2. - Cтатьи о хайку - Статьи 
Регистрация
Восстановление пароля
Блог Игоря Шевченко

К проекту «Японский сонет». Часть 2.
      В рамках проекта «Японский сонет» меня  попросили ответить на вопрос:

«- 5-7-5 это признак твёрдой формы, ритмика тоже.
- переводы японской поэзии лишены всех!!! признаков твёрдой формы
- русская хайка пришла с перевода и узаконила употреблением форму(!) перевода.
- лишенная всех признаков твёрдой формы русская хайка является свободным стихом стилизованным под японскую поэзию (кроме того на стилизацию под японскую поэзию указывают и культурные особенности. нам читали в детстве не дзуйхицу, а сказки Пушкина)
- 5-7-5 и ямб это признаки твёрдой формы (вопрос только к содержанию и в умении авторов раскрыться именно в данной твёрдой форме)

теперь сам вопрос(ы):
- стоит ли уходить от твёрдой формы или стоит попытаться изменить ошибочные понятия возникшие в следствии некачественного перевода?

если мы пишем сами, а не переводим, у нас есть возможность выстроить линию новой русской поэзии хайку, как именно - твёрдая форма, а не верлибр»


********ОТВЕТ ИГОРЯ ШЕВЧЕНКО******************************************
    Мое понимание «твердости форм» я изложил в статье «Твердые формы»:   «Хайку (по содержанию) в целом стремятся к форме 5-7-5 с суммой слогов 17», т. е. если в каждом конкретном случае стремиться к содержанию, тогда и форма всех произведений в жанре хайку будет стремиться к «золотой»: 5-7-5.
    Странным образом здесь я вижу проявление идеи Христа, который говорил примерно так «стремитесь к Царству Небесному, а остальное приложится».
     Считаю, что не может быть «русского» или «нерусского» хайку. Жанр хайку прост – это лаконичная правдоподобная композиция двух объективных явлений. Давайте переведем на язык хайку строчку Пушкина «то(буря) как зверь она завоет». Сначала выделим хайкетку:

буря
вой зверя

Теперь придумаем связывающий мостик и придадим композиции правдоподобие:

Снежная буря. (т. к. вихри снежные крутя)
Как долго воет
Собака соседа.

     Сочинение хайку – занятие не сложное и довольно интересное. Смысл сочинения хайку в том, чтобы увидеть красоту и связи окружающих нас явлений. Вы правдоподобно соединяете любые два явления в настоящем времени и, как правило, получаете хайку.

    Вообще у японцев есть еще одна интересная композиционная  форма - танка, в которой сопоставляются явления природы и жизни человека (в том числе и внутренней – мысли, чувства). Так же как у хайку можно выделить хайкетку (скелет, остов, сжатая суть), можно и в танка выделить танкетку. Может именно танкетки более пригодны для ЯС? Например,

Я мать и отца
вспоминаю сегодня весь вечер.
Кончается осень…
                     Ёса Бусон    

букетик лесных трав
ищу простые слова
    Леонид Попов, Воронеж, АиФ-2009

       В хайку не принято говорить о внутренних процессах человека (к которым относят обычно деятельность мозга: «вспоминаю», «ищу слова»). А в танкетках – пожалуйста.
       ЯС удобная форма для различных идей на стыке танка, хайку с одной стороны и сонета с другой.
      Но замечу, если организаторы конкурса хотят, чтобы в ЯС было хайку, то, на мой взгляд, необходимо освободить авторов от соблюдения жесткой формы 5-7-5. Для всех остальных форм (например, для танкеток и просто трехстиший) жесткость формы скорее всего нужно оставить.

     Теперь анализ с точки зрения хайку. Возможно, перепутаю авторство, прошу заранее меня простить.

1.
Малютина Анна
http://www.stihi.ru/2010/04/12/3095

изображенье
упущенных мгновений
пустая рамка

Здесь «осмысление». Автор утверждает, что «пустая рамка» – это «изображенье
упущенных мгновений». Утверждениями и обобщениями занимается жанр афоризмов. Но, с другой стороны, автор наполовину «опредметил» трехстишие – «пустая рамка».

2.
Валдис Дубулт
http://www.stihi.ru/2010/04/11/4823

цветы не ярки
в моём холодном доме.
в окне нет солнца.

Здесь по сути уже почти хайку. Но есть серьезные недочеты:
1) в хайку лучше избегать отрицаний, а их здесь два;
2) «в окне нет солнца» шероховато, видимо лучше «за окном».

3.
http://www.stihi.ru/2010/04/11/8756

идущий ворон
готов взлететь, оставив
взмах крыльев – тени

Вторая строчка не жизнеспособна. «идущий ворон готов взлететь» можно заменить на «взлетающий ворон». Интересно, что российское трехстишие достаточно редко становится хайку, если в нем обыгрываются тени. У Виктора Цоя есть подобная песня, в которой самолет оставляет Земле лишь тень. Лучше объектами для хайку выбирать природные явления и окружающие человека предметы.

4
Вирилори Вирилори
http://www.stihi.ru/2010/04/12/132

бутылка граппы
и шторы дождевые -
вода Сан Марко
высокая вода...
бутылочное солнце
гладит чёрный ил

«Шторы дождевые», «Бутылочное солнце» - выражения не из лексикона хайку. В хайку есть или «шторы», или «дождь», или «бутылка» или «солнце». Не может в хайку солнце гладить что-либо.



Фомин Алексей
http://www.stihi.ru/cgi-bin/login/page.pl

*** изучая пространство комнаты вижу бабочку

двойные шторы
бабочка никак
не распахнёт их

Утверждение: «никак не распахнет», старайтесь не возвращаться к предметам, о которых уже шла речь.


*** изучая пространство комнаты вижу часы (журавель, опускающий клюв в кувшин сбоку которого циферблат)

на книжной полке
клюв жураве'ль суёт свой
в кувшин с часами

   Еще одно доказательство того положения, что не нужно стремиться любой ценой к форме 5-7-5.  Слово «свой» лишнее, да еще возвращает снова к клюву. Хайку – предельно лаконичная композиция. Лаконизм даже не обсуждается, это подразумевается как аксиома. Главный недостаток здесь в другом – трехстишие читается одним предложением (пусть даже оно весьма интересно и глубоко), т. е. нет композиции (журавлю ничего не сопоставляется).

Итак, можно сказать, что есть два трехстишия, которые наиболее близки к хайку своими предметными рядами.

1
на книжной полке
клюв жураве'ль суёт свой
в кувшин с часами
2
цветы не ярки
в моём холодном доме.
в окне нет солнца.

С уважением,
Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии.

  

Идея и организация - Игорь Шевченко
Программирование - Мочалов Артём
Графика - Александр Карушин

Яндекс.Метрика