К проекту «Японский сонет». Часть 3. - Cтатьи о хайку - Статьи 
Регистрация
Восстановление пароля
Блог Игоря Шевченко

К проекту «Японский сонет». Часть 3.
К проекту Японский сонет часть 3

                          Часть 1.  Разбор стихов, присланных автором Японский Сонет

      В рамках проекта «Японский сонет» меня  попросили разобрать трехстишия с точки хайку. Удивительно, что все трехстишия написаны по схеме 5-7-5. Кстати, можно ответить на вопрос: какова вероятность написания хайку на сегодняшний день с формой 5-7-5?
      Самая распространенная ошибка при написании хайку – неправдоподобность (необъективность). Спрашивайте себя: мог(ла) ли я это видеть глазами, слышать ушами и обонять? И если бы авторы трехстиший спрашивали бы себя, то брака было бы гораздо меньше, или характер ошибок был бы более тонким. Выделим из предложенных для анализа трехстиший те, в правдоподобности которых можно сильно сомневаться.

1
рисунок трещин
и таинство прощенья
песчинка помнит

    Песчинка не может помнить.  Она может лежать, может попасть в глаз и т. д., но не может плакать, не может быть безвольной, грустить, смеяться и т. п.
    
2
земля пустыни
уносит в край далёкий
все краски мира

      Не верю я в «землю пустыни». Не верю, что она уносит «все краски мира». Кто видел «все краски мира»?  Если «край далекий» вне Вашего поля зрения, то и не нужно писать о нем. Правдоподобно лишь то, что Вы можете увидеть глазами. Можно ли увидеть «все краски мира»?

3
луна – наседка
в гнезде залива Суо
драконьи камни

      Луна – это космический объект, и ни в коем случае не наседка (в хайку). В хайку луна находится на своей орбите, а не в гнезде. Хайку предельно честны и правдоподобны.
«драконьи камни», насколько мне известно, мифические камни, т. е. камни, которые нельзя увидеть. Если же это реальное название реальных камней, то прошу меня извинить.  
      В хайку залив – это только залив, а не гнездо, луна – только луна, а не наседка.  

4
наверно плачут
по тем кто не вернулся
дверные петли

   Петли в хайку не плачут, а скрипят. Кто видел своими глазами как плачут дверные петли? В хайку нужно стремиться отражать мир объективно.

5
горячий пепел
след непрочтённых писем
ожог на пальцах

       Кто видел след писем?  Письма не следят.

6
гербы селений
бурлеты, шлемы, розы
пускают корни

        Нужно сидеть, наверное, неделю, чтобы увидеть, как розы пускают корни. Роза на моих глазах может стоять в вазе с водой, но уж никак не пускать корни. Бурлет, может и можно сказать, но, вероятно, точнее бурелет (фр. bourrelet).

7
два су в ладони
смеется нищий мальчик
весне и солнцу

   Две первые строчки объективны. Третья – субъективна, так думает автор. Вместо того, чтобы третьей строчкой показать сопоставляемую картинку (например, весеннее солнце, роса на траве и т. д.), автор дает свое понимание происходящего. Подобную ошибку делает и Михаил Сапего в стихе:

сладко зевает
сытая кошка…
жизнь удалась!
          «Сапега Сапегой», СПб.: Красный Матрос, 2002 г, с. 29.

    Здесь третья строчка выводит трехстишие из разряда хайку, так как представляет собой вывод автора.

8
апрельский вечер
скамья на Патриарших
пока пустая

   Снова две строчки естественны, натуральны и картинны. Третья же строчка неправдоподобна с точки зрения живописи. Можно нарисовать скамью, на которой никто в данное время не сидит. Но как нарисовать «пока пустую скамью»? Наверное, можно было бы нарисовать парящего Коровьева, пьющего газировку поэта Бездомного и т. д. Оперирование временем в хайку нарушает правдоподобность картины. Хайку показывает жизнь здесь и сейчас. Поэтому старайтесь не употреблять слова: вчера, завтра, каждый день, до сих пор и т. п.

      К оставшимся двум трехстишиям у меня нет претензий с точки зрения правдоподобности. Написано картинно и просто.

9
дорога к дому
четырнадцать ступеней
до старой липы

  Технично: вторая строчка общая. Но к хайку не отношу, так как  нет композиции. Такие трехстишия называю акын (или некомпозиционными).  

10
дымок кострища
за дачною оградой
аллея клёнов

     Технично: вторая строчка общая. Помимо прочего, неявно сопоставляется цвет пламени и красные листья кленов. Интересно сопоставить это хайку с другими:
--
Алая слива.
В багровых закатных лучах
дубы и сосны…
                    Ёса Бусон

    На мой взгляд, «дымок кострища» лучше, так как переводчик Бусона навязывает нам сходство «в багровых». В «дымке кострища» сходство нужно искать.
--
Склоны гор вдалеке –
желтизна где бледнее, где ярче…
Голос кукушки.
                                Масаока Сики
     А вот это хайку, на мой взгляд, сильнее. Здесь также читателю нужно сделать усилие, чтобы найти сходство. Но сопоставляются здесь разнородные явления: цвет(зрительное) и голос(слуховое).  
*****************************************************************************

                                                             Часть 2.


*****************************************************************************
         Теперь о 17 лучших (в порядке занятых мест)  из 221 трехстиший http://stihi.ru/2010/04/18/7407.
Моя оценка для большей понятности будет состоять из трех (по пятибалльной шкале каждая): за технику, за оригинальность и разнесенность опор и за композиционную плотность. Главный параметр на конкурсах техника. Два другие параметра (композиционная плотность и разнесенность опор) раскрывают потенциал автора, так как технику можно поднять. Из оставшихся двух параметров, выше, на мой взгляд, «оригинальность и разнесенность» опор, так как их выбор определяется почти полностью авторской волей, тогда как композиционная плотность чаще всего зависит еще и от удачи или особенностей языка и культуры.

1
пыль на дороге
за водовозом свора
собак бездомных
                               13(5+4+4) баллов                              
Можно поставить точку после «за водовозом». Техника безупречна. Символична «пыль на дороге», которая составляет сущность бездомных собак, как при жизни, так и после смерти.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 5, оригинальность и разнесенность опор – 4, композиционная плотность – 4 = 13 баллов.
*****************************************************************************
2
дымок кострища
за дачною оградой
аллея клёнов
                               11.5(5+2.5+4) баллов

   Технично. Вторая строчка общая. Но опоры близкие: огонь/алые листья кленов. Все ровненько – не придерешься. Беда одна - выжать большее очень и очень трудно.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 5, оригинальность и разнесенность опор – 2.5, композиционная плотность – 4 = 11.5 баллов.
*****************************************************************************
3
клубится пена -
о бабах и про это
неспешны сказы
                               11.5(3.5+4+4) баллов
    Интересная композиция: пена (пивная) и рассказы (с вымыслом-пеной).  Есть прочтение: «пена о бабах и про это». «Про это» напоминает стиль Сапего, который находит обилие смыслов в самых неясных выражениях, например:

*** / покидая г. Тюмень

город Тюмень –
добрый город!..
одно только «тю» - чего стоит!
              «Сапего обыкновенный», СПб., с. 67.

   «Неспешны сказы» - как бы указывает на былинный характер сих речей, которые велись еще при царе Горохе.
    Небольшой недостаток в технике – использование существительных во множественном числе и достаточно большой промежуток времени действия хайку.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 3.5, оригинальность и разнесенность опор – 4, композиционная плотность – 4 = 11.5 баллов.
*****************************************************************************
4
в футляре скрипка.
над лужей в майском парке
качнулась ветка.
                               11.5(2.5+5+4) баллов
    Понравилась идея сопоставления «скрипки в футляре» и почки на дереве. И то и другое до поры скрыто от глаз. Может чуть лучше:

в футляре скрипка
над лужей в парке
качается ветка

    Т. е. мне кажется, что излишне говорить о мае, так как читатель сам поймет, что речь идет о весне, так как почки «в футляре» и «над лужей». В глаголе «качается» больше живого. Качающаяся ветка над лужей больше ассоциируется с играющем смычком над прорезью в скрипке. «Качнулась» имеет оттенок мертвого, например, ветка упала в лужу и качнулась. Без «майском» больше вариативности, так как возникает и, например, осенний вариант.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2.5, оригинальность и разнесенность опор – 5, композиционная плотность – 4 = 11.5 баллов.
*****************************************************************************
5
знакомый почерк
пчела на хризантеме
и профиль Анны
                               11(4+4+3) баллов
    Я бы воспринял, что речь идет об Анне Ахматовой. В стихотворении «Вечерняя комната» (1911) есть строки:
«Я говорю сейчас словами теми,
Что только раз рождаются в душе,
Жужжит пчела на белой хризантеме…»

     Хорошо сопоставляются колебания полета пчелы у цветка с вязью почерка и путаной линией профиля. Остается сожалеть, что Ахматова не написала «наД белой хризантемой». Очевидно, что тогда и автор хайку написал бы:

знакомый почерк
пчела над хризантемой
и профиль Анны

Третья строчка содержит «досказанность», но связывается «профильной» траекторией полета пчелы.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 4, оригинальность и разнесенность опор – 4 (была бы 5), композиционная плотность – 3(была бы 5) = 11 баллов.
*****************************************************************************
6
пустая лодка
застыла водомерка
прохладный полдень
                               10(3+4+3) баллов
    Действительно, тело водомерки и лодка похожи формой, а ножки водомерки – на весла. Сомнения вызывает употребление глагола в прошедшем времени «застыла». О том же можно было сказать и так:

пустая лодка
в короткой тени
(скользит) водомерка

    Третья строчка («Прохладный полдень»), на мой взгляд, не совсем обоснована, приведена, видимо, для создания настроения, что, впрочем,  вполне допустимо. Вот пример обоснованности подобного выражения:

Звенят цикады.
Мимо бредет монах.
Полуденный час.
                                   Ёса Бусон
      Мусульмане, помнится, в полдень совершают вторую молитву. Монах бредет в полдень и вместо него также монотонно «молятся» цикады. К тому же, вероятно, он проходит как бы эпицентр силы звука (полдень – пик дня).

Не технично разбивать стих на три отдельные части. Цельно воспринимаются композиции из двух составляющих.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 3, оригинальность и разнесенность опор – 4, композиционная плотность – 3 = 10 баллов.
*****************************************************************************
7
в большом флаконе
духов одна лишь капля
тебя нет в доме
                               10(2+5+3) баллов
      Хороший замысел: у любящего осталась последняя капля терпения; одна капля/один дома; большой флакон/большая любовь. Плохо в хайку использовать местоимения и отрицания. Может быть лишнее слово «одна», так как оно в каком-то смысле ключевое его лучше спрятать - принцип «досказанности»

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2, оригинальность и разнесенность опор – 5, композиционная плотность – 3 = 10 баллов.
*****************************************************************************
8
урок последний
у двери интерната
слепые дети
                               9.5(3+2.5+4) баллов

    Вторая строчка общая. Но вектор отрицательный, хотя в слепоте есть символика. Опоры близкие: урок/дети. Попадает в тональность использование гласной «у».

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 3, оригинальность и разнесенность опор – 2.5, композиционная плотность – 4 = 9.5 баллов.
*****************************************************************************
9
испанка в красном
на горизонте тёмном
восходит солнце
                               9(3+3+3) баллов

   Нужно поставить точку после первой строчки. Понятно, что определить на горизонте национальность, пол и цвет одеяния невозможно. Слово «тёмном» сомнительно.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 3, оригинальность и разнесенность опор – 3, композиционная плотность – 3 = 9 баллов.
*****************************************************************************
10
шершавый листик
верчу в своих ладонях
сорняк на клумбе
                               9(3+3+3) баллов
     В целом технично, но проявляется юмористический оттенок: сел на грядку, смял лист и что-то колет, но в данном случае оно гармонично. Лишнее слово «своих», это минус в технике.
     Я бы поставил точку в конце второй строчки, так как прочтение «верчу…на клумбе» имеет отрицательный вектор (стоять на клумбе не хорошо).    

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 3, оригинальность и разнесенность опор – 3, композиционная плотность – 3 = 10 баллов.
*****************************************************************************
11
на белом пляже
песок шлифован морем.
след чайки чёткий
                               8.5(2.5+3+3) баллов
«Песок шлифован морем», может, лучше заменить на «гладкие камни».

Вот как обыгрывали (не)четкость изображения классики:

ВЕСЕННИМ ВЕЧЕРОМ, СОБРАВШИСЬ В УЗКОМ КРУГУ, СОЧИНЯЛИ ТРЕХСТИШЬЯ, И МНЕ ВЫПАЛА ТЕМА «ЛУНА НАД ГОРОЙ ЭМЭЙ»

Сквозь темную ткань
Твой силуэт так нечеток. Луна
Над вершиной Эмэй.
                        Ёса Бусон

Летние травы.
Виднеются, чуть различимы,
игроки в бейсбол…
                          Масаока Сики

Заморский корабль,
Не причалив, вдали исчезает.
Весенняя дымка.
                        Ёса Бусон

Марево.
Люди ссыпают любовно в корзины
Черную землю.
                        Ёса Бусон

      Примеров на четкость изображения в хайку совсем не много. Вот пример хайку на противопоставление белого и черного написанного, вероятно, когда автор вспоминал  картину неизвестного художника:

Муравей
Четко вычерчен черным
На белом пионе.
                                   Ёса Бусон
          
      Таким образом, получается, что автор пишет вполне в духе хайку, сопоставляя гладь камней или песка с четко вычерченным следом. Минус: неявная персонификация «песок шлифован морем». В хайку скорее «песок в море становится все более гладким», нежели море шлифует песок. Такие трехстишия я называю хайрю.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2.5, оригинальность и разнесенность опор – 3, композиционная плотность – 3 = 8.5 баллов.
*****************************************************************************
12
ручей весенний
журчит. хлопочет славка
в ветвях калины
                               8.5(2.5+3+3) баллов
      Хорошая идея сопоставить журчание ручья и подвижность славки. Плохо «хлопочет», персонификация (очеловечивание). Можно было написать «щебечет». Слово «журчит» должно быть на первой строчке.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2.5, оригинальность и разнесенность опор – 3, композиционная плотность – 3 = 8.5 баллов.
*****************************************************************************
13
частит сердечко
вслед твоему трамваю
бежит собака
                               8.5(2.5+3+3) баллов

      Нужно поставить точку после первой строчки или заменить ее на «машу рукой». Правильнее сказать «вслед ЗА трамваем бежит». При всем этом «бежит собака» говорит о том, что автор понимает язык хайку и не говорит «ах, как я хотел(а) бы ехать с тобой».

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2.5, оригинальность и разнесенность опор – 3, композиционная плотность – 3 = 8.5 баллов.
*****************************************************************************
14
цветы срываю
на рукавах халата
мелькают птицы
                               8(2.5+2.5+3) баллов
      Нужно поставить точку после первой строчки, иначе получается «цветы срываю на рукавах халата». Здесь снова работает принцип «досказанности», читателю не над чем думать, нечего достраивать. Вектор скорее отрицателен из-за «срываю цветы», в хайку лучше сажать цветы. Опоры также стоят слишком близко: цветы/птицы.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2.5, оригинальность и разнесенность опор – 2.5, композиционная плотность – 3 = 8 баллов.
*****************************************************************************
15
в саду под липой
тельняшка на веревке
кораблик в луже
                               8(2+3+3) баллов

      Тельняшка и кораблик хорошо сопоставлены. Но то же можно сказать и так:

Тельняшка на веревке.
В луже плавает
цветок липы.

  Здесь есть гармонирующее прочтение «тельняшка на веревке в луже плавает».

  Плохо читать, когда слова через одно отвечают на вопрос «где?»: «в саду» «под липой», «на веревке», «в луже».

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2, оригинальность и разнесенность опор – 3, композиционная плотность – 3 = 9.5 баллов.
*****************************************************************************
16
дробь барабана
затягиваю галстук
петля на шее
                               7.5(2.5+2.5+2.5) баллов

      Третья строчка «досказывает», все разжевывает. Вектор отрицательный. Опоры близко: барабан/галстук.
Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2.5, оригинальность и разнесенность опор – 2.5, композиционная плотность – 2.5 = 7.5 баллов.

*****************************************************************************
17
спит сладко кроха
а я пою тихонько
у колыбели
                               6(2+2+2) баллов

      «Сладко» - субъективно. «А я» - лишнее, нет необходимости и в «тихонько», понятно, что это не эстрада. Моста нет. Можно было бы так:

Пою колыбельную.
Снегом
заносит окно

Т. е. за окном вьюга, заносит окно снегом; ребенок закрывает глаза. Прочтение неплохое «пою колыбельную снегом», т. е. ребенок засыпает под шум метели.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2, оригинальность и разнесенность опор – 2, композиционная плотность – 2 = 6 баллов.
*****************************************************************************
Вообще, думаю, что необходимо на серьезных конкурсах делать предварительное и окончательное распределение мест. Причем между ними можно сделать месяца два перерыва. На сегодня, всего двум хайку поставил высший балл за технику:

1
пыль на дороге
за водовозом свора
собак бездомных
                               13(5+4+4) баллов                              
2
дымок кострища
за дачною оградой
аллея клёнов
                               11.5(5+2.5+4) баллов
*****************************************************************************
         Техника сочинения хайку растет. В ближайшее время я напишу открытое письмо редакциям газет и журналов федерального уровня с просьбой регулярно публиковать лучшие хайку. А также обращаюсь ко всем читателям за помощью в этом вопросе.



«23» апреля 2010 г                                                Игорь Шевченко
       г. Дубна
Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии.

  

Идея и организация - Игорь Шевченко
Программирование - Мочалов Артём
Графика - Александр Карушин

Яндекс.Метрика