Главная тайна хайку. - Cтатьи о хайку - Статьи 
Регистрация
Восстановление пароля
Блог Игоря Шевченко

Главная тайна хайку.
Главная тайна хайку.

    Написать эту статью меня побудил вопрос  автора Миры Михайловой http://stihi.ru/avtor/miramih о хайку, в котором обыгрываются тени. Действительно, плохо в хайку употреблять местоимения. Ничего хорошего я не вижу и в том, когда автор начинает рассказывать о деятельности своего мозга, употребляя слова: «считаю», «думаю», «подбираю слова», «мечтаю», «размышляю» и т. д. Отчего плохо сравнивать и олицетворять в хайку так как это делают европейские поэты: «дыхание зимы», «туча прячет солнце под язык», «плотва не пойманного слова» (цитаты из стихотворения Алёны Бабанской «Дымы», «Арион», номер 1, 2008 год, с. 5)? Какова первопричина этих рекомендаций?
        Моё интуитивное понимание этого вопроса может показаться не серьезным или ничем не обоснованным, но оно логически вытекает из лучших образцов отечественных и японских хайку.

1. Ключевое слово в хайку.

       Принцип недосказанности в хайку я понимаю так, что ключевое слово (общее для сопоставляемых частей) не называется. Например,

На голой ветке
Ворон сидит.
Осенний вечер!
                        Басе, (перевод Т. И. Бреславец)

      И ворон и осенний вечер близки по цвету к черному. Если написать хайку так:

на темной ветке
темный ворон
темнеет

     то, разница в технике становится ощутимой. И важный минус копии в досказанности.

     Теперь зададимся вопросом, а какое из ключевых слов самое важное? Какое слово никогда не называется в хайку, и в то же время незримо присутствует? Думаю, что это слово есть и слово это – Всевышний. В хайку, таким образом, мы всегда говорим о Всевышнем через видимые проявления. При этом  мы не называем Творца или автора всего сущего.
     Мне вспоминается христианская притча. Однажды к мальчику, пытаясь поставить его на путь истины, обратился взрослый человек:
- Мальчик, я дам тебе конфетку, если ты покажешь, хоть одно проявление всевышнего?
На что тот ответил:
- А я Вам дам две конфеты, если Вы покажете мне, где его нет?
     Итак, все видимое, слышимое и осязаемое, мы считаем главным Творением, так как сами подобны в чем-то главном Творцу, и значит, то, что доступно нашему зрению, слуху и обонянию – главное из всего сотворенного. Таким образом, становится понятным употребление сезонных слов: снег, кукушка, цикады, сакура. Эти слова вливают жизнь в хайку.
     Если видимый, слышимый и осязаемый мир стоит на высшей ступени созданного. То, понятно, что тени стоят на ступеньку ниже, так как они копии (производные) видимых предметов. Где в этой иерархии ценностей стоят мысли человека? Понятно, что там же где и тени, так как являются производными от человека.
     Почему в хайку плохо употреблять местоимение «я»? Да, потому, что - кто ты такой, в сравнении со Всевышним, который незримо присутствует в хайку. Зачем такое самовозвеличивание?  Понятно, что куда более к месту безличные глаголы и хайку.
    Почему плохо олицетворять? И снова потому, что незримо в хайку присутствует Всевышний – главная творческая сила. Как хорошо писал Булгаков:
«….неужели вы скажете, что это он сам собою управил так?» или
«…согласитесь, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?»
     Думаю, что сочинять хайку – это один из самых полезных для человека родов деятельности, так как приучает человека к тому, что незримо присутствует Всевышний.

«27» апреля 2010 г                                                            Игорь Шевченко
  г. Дубна
Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии.

  

Идея и организация - Игорь Шевченко
Программирование - Мочалов Артём
Графика - Александр Карушин

Яндекс.Метрика