ураган ураган
сквозь колокольчик
над обрывом свист нагайки
………………….тайку по мотиву песни В. В. Высоцкого
…………………. «Кони привередливые»
Пример является реализацией положений статьи «Тайку» http://haiku-konkurs.ru/works.php?hid=12961. Песня «Кони привередливые» - одна из лучших в творчестве поэта. В этой песне можно увидеть и черты хайку.
1) Песня картинна. Видны кони, нагайка, обрыв и т. д.
2) В припевах песни заостряется внимание на миге: «хоть мгновенье еще постою».
3) Символичность:
- кони символы смерти,
- в санях мне видится гроб,
- обрыв, пропасть – ад,
- небо – рай, небеса и т. д.
4) Аллюзии:
- «Пир во время чумы» А. С. Пушкина,
- «Смерть Долгушова» Бабеля,
- видится мне и «Мастер и Маргарита» Булгакова, особенно хорошо видно сходство в одноименном фильме Владимира Бортко, когда трое на черных конях уходят из жизни,
- гоголевская тройка,
- и т. д.
5) Вариативность, которая достигается умолчанием или соединением противоположностей («две невозможности в одном»):
1) «ветер пью, туман глотаю», в реальной жизни или ветер, или туман;
2) нигде не сказано, что кони или сани едут по дороге или по бездорожью,
и т. д.
Отсюда я и делаю вывод, что песня внесезонная. И указание на «снег» и «сани» входит в систему «противоположностей» и вариативности.
Именно поэтому и мое тайку противоречиво. Не указан точно сезон, ураган – летний или зимний? Прочтение «ураган сквозь колокольчик» абсурдно, уж скорее «колокольчик сквозь ураган». Но учитывая слова песни:
Мы успели: в гости к богу не бывает опозданий, -
Что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!
Или это колокольчик весь зашелся от рыданий,
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?!
"Четыре четверти пути. Высоцкий В. С.", сост. А. Е. Крылов, М.: ФиС, 1988 г, с. 189
считаю уместным такое прочтение.
«28» сентября 2010 года Игорь Шевченко
г. Дубна Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии. |