Три двустишия Софии Русиновой. Три двустишия Софии Русиновой.
I.
Уже пять лет с нами нет Софии Русиновой, одной из самых значимых для меня поэтесс. Трехстишия и двустишия Софии Русиновой полны символики при всей внешней их простоте, и как по камням дорожки в японском саду, по ним нужно ступать осторожно.
Начну с рассказа о своем восприятии двустишия, которое не было включено в книгу «София Русинова. Стихи, переводы, хайку», изданной в 2006 году. Двустишие впервые было опубликовано в 2007 году в третьем номере альманаха «Хайкумена»:
сегодня мой дом
под охраной радуги
Начну с того, что радуга похожа на арочный мост. Вот обычный взгляд:
«…чаще всего строят садовые мосты в японском саду арочного типа, символизируя возвышенное, творческое начало, устремления духа к горним вершинам. Они как бы парят над окружающим пейзажем, словно изогнутая тетива лука, приглашая человека к стремительному духовному полету…» http://mostderevo.ru/stati/mostik-v-yaponiyu.html
У меня несколько иной взгляд. Так, арочный мост в хайку я воспринял бы как аллюзию на японский праздник Бон. Так как для меня арочный мост, прежде всего, символ состояния человека после смерти.
Доказательство просто.
Вы у арочного моста (перед смертью, гроза). Вы можете повернуться и осмотреть путь, который Вы прошли. При этом впереди ничего не видно.
Вы ступили на мост и начали подниматься. Теперь Вам трудно оглянуться назад, но и впереди такая же неизвестность.
Вы – на вершине. Перед Вами открылось все – и прошлое, и будущее. Вы отдыхаете.
Спуск требует снова усилий, при этом прошлое полностью исчезает.
С земной стороны радуга символизирует женское начало, дом, очаг, так как радуга соединяет.
После смерти поэтессы у двустишия открылся новый смысл. Один ДОМ на небесах под охраной высших сил. Другой – на земле в стихах, который также под охраной. Творчество Софии Русиновой дорого всем нам.
II.
Теперь становится понятной символика другого двустишия Софии Русиновой:
Торчим тут с тобою вдвоем,
разведенный мост!
Очевидно, что «разведенный мост» похож на разорванный арочный. И снова потусторонний подтекст, т. е. стих имеет смысл и по эту, и по ту стороны моста.
III.
Удивительное свойство стихов Софии Русиновой иметь значение с диаметрально противоположных состояний: жизни и смерти. После смерти поэтессы стихи обрели новый смысл, который, вероятно, был изначально заложен автором. Однако, при жизни Софии Русиновой этот параллельный пласт не воспринимался читателем:
Опять сегодня
у вас спешит календарь
Хочу закончить заключительными строками 30-й главы и началом 31-й главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
«- Я так и знал! Я уверяю вас, Прасковья Федоровна, что сейчас в городе еще скончался один человек. Я даже знаю, кто, - тут Иванушка таинственно улыбнулся, - это женщина.
Грозу унесло без следа, и, аркой перекинувшись через всю Москву, стояла в небе разноцветная радуга…»
«10» октября 2010 года Игорь Шевченко
г. Дубна Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии. |