Завершающая статья о ВКХ и - Cтатьи о хайку - Статьи 
Регистрация
Восстановление пароля
Блог Игоря Шевченко

Завершающая статья о ВКХ и
                                  Завершающая статья о ВКХ и "хайкуменовцах".

       Начну с приятного. Радует наличие второй, не объявленной ранее номинации. Причем наличие этой второй номинации, условно говоря, сенрю, должно оправдать, на мой взгляд, совершенную беспомощность рабочей группы в определении хайку и вполне возможно даже спасет конкурс. У меня и предложение родилось: первую номинацию назвать «несенрю» из-за практического отсутствия там хайку. Да и авторам, какое-никакое утешение.
       Итак, результатом отборочного тура в номинации "Хайку", стали 43 трехстишия. Сначала попробуем отделить «зерна от плевел», другими словами, давайте отыщем среди этих трехстиший собственно хайку. Пойдем в том порядке, в котором стихи выставлены на страничке http://haiku3.ru/otborochnyitur/.
       Отмечу «ценности» школы «Хайкумены», представление о которых дает даже поверхностный обзор результатов деятельности рабочей группы при первичном отборе произведений в раздел «хайку».
       Вероятно, главным признаком хайку в школе «Хайкумены» является наличие «досказанного моста», который является частным случаем «принципа досказанности». По крайней мере, этот прием встречается в подавляющем большинстве отобранных произведений. "Досказанный мост" - это наличие в хайку указания на еще одну точку во времени. Например, трехстишие 13: «снова снегопад...». Указывается, что был и предыдущий снегопад. В моих терминах явно указан мост в прошлое. Наличие «досказанного моста» сразу говорит, что это не хайку, а трехстишие. По той причине, что «хайку – остановленное мгновение», главным признаком хайку является возможность его нарисовать. Попытайтесь нарисовать досказанный мост в прошлое: «снова снегопад»! Или - «как изменилась»! И т. д. и т. п., громадье примеров приводится в "кратком анализе".
         Вторым признаком хайку в этой школе является присутствие автора, что, на мой взгляд, в хайку недопустимо. Дело в том, что присутствие автора, в подавляющем числе случаев, можно рассматривать или как скрытое утверждение, или как скрытый внутренний (например, мыслительный) процесс. Часто слова, выдающие автора, бывают лишними.
       Третий прием - стремление выжать хайку из красивых слов…
       Впрочем, давайте окунемся в удивительный мир хайку по версии рабочей группы «Хайкумены». Но перед этим прошу простить мою откровенность авторам нижеследующих трехстиший, которые я никак не могу назвать хайку. Моя откровенность вызвана уверенностью в том, что среди работ, присланных на конкурс, должны быть, с точки зрения хайку, качественно превосходящие те, которые были отобраны рабочей группой.

Краткий анализ.

*****************************************************************************    
1
вот ведь забота –
как они там?
следы на снегу...

     Впечатление, что написано кем-то из «своих», «хайкуменовцев», так как используется форма внутреннего диалога. На прошлом конкурсе, условно ВКХ-2, в призеры также вошло нехайку с внутренним процессом – «ищу простые слова». Вкусы и ценности рабочей группы прежние - снова размышления, которые к хайку не имеют прямого отношения.
     Первое задание рабочей группе: нарисуйте "ищу простые слова", а потом и "вот ведь забота". Надеюсь на успех! Однако, несмотря на неземные, фантастические способности выполнивших эти непростые задания, вряд ли кому либо под силу нарисовать вопрос: "как они там? члены рабочей группы...
     На фоне этого полное пересечение значений "они" и "следы", употребление в хайку местоимения "они", "вот", "ведь", "там" которые допускают и авторы, и рабочая группа кажется невинным баловством, мелочью, несущественным недостатком. Итак перед нами пример:
   Антихайку.
*****************************************************************************    
2
белая ночь
незаметно расцвела
яблоня

       Оранжевое трехстишие из-за слова «незаметно», которое выдает автора. Автор навязывает нам свое видение. Досказанный мост (мост в прошлое): вечером еще не цвела, ночью зацвела, утром уже отцвела… Можно говорить и о трехстишии-рассказе, так как "незаметное цветение" требует какого-то времени. Задание № 2 для рабочей группы: нарисуйте "незаметно расцвела яблоня" с акцентом на "незаметно".
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
3
пустая комната
как изменилась
вишня за окном

        И «дохлая кошка» у Шляхова нехайку, и это трехстишие нехайку. Снова оранжевое трехстишие, которое выдает вторая строчка. Снова написано в стиле «хайкуменовцев», которые своеобразно понимают мост в хайку. Такой «досказанный» (явный) мост в прошлое переводит трехстишие в разряд трасса (трехстишия-рассказа). Потому что автор показывает нам две точки во времени (что является принципиальной ошибкой). Таким образом, автор рассказывает нам, что за некое время за окном произошли изменения. Причем автор не забывает показаться в трехстишии восклицанием "как!", что лишний раз утверждает во мнении нехайковости произведения. При этом вместо слова «вишня» можно подставлять наименования предметов. К примеру, луна, песочница, «дохлая кошка, которую давно не видел» и т. д. Для доказательства нехайковости произведения снова попросим на первый план сцены членов рабочей группы, которых в третий раз дружно попросим нарисовать фразу "как изменилась вишня за окном".
        К сильной стороне трехстишия отнесу выбор символичных существительных. Т. е., если отрешиться от хайку, трехстишие мне нравится символизмом.
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
4
на светофоре
не останавливается
листопад

      Отрицание «не» выдает автора, так как отрицание свидетельствует об осмысливании, поэтому оранжевое трехстишие. Подставьте вместо «листопад» - «вьюга», «ливень», «снег»…
     Снова в стиле «хайкуменовцев», которые не понимают, что в хайку не должно быть «присутствия автора». Здесь восхваляются вариации трехстишия: «ищу простые слова». Есть и «досказанный мост» (в прошлое). Есть и юмористическое прочтение: оказывается в городе листопад перемещается со светофора на светофор, нравится ему ходить по светофорам, причем он не останавливается на нем и в случае, если горит красный. Подтверждением являются прочтения: «на светофоре не останавливается листопад», «На светофоре. Не останавливается листопад». Значит, сенрю. Пусть там смеются. Ну, а рабочую группу, по традиции, ждет четвертое задание: нарисуйте, пожалуйста, "останавливается листопад". Может это задание подскажет вам небольшую абсурдность выражения "не останавливается листопад"?
        Сенрю.
*****************************************************************************    
5
первый снег
все тише и тише
разговор

  Типичный представитель трасса – трехстишия-рассказа. Протяженность во времени выдает «все тише и тише». «Досказанный мост» в прошлое. Вчера разговор был громким, но вчера, а сегодня – тихий такой. А тот, который вчера был громкий… Если качнуть время немного вперед, на сутки, скажем: и снег и разговор прекратятся, так как разговор утонет в снегу вместе с говорящими. Пятое задание рабочей группе: нарисуйте, пожалуйста, "все тише и тише разговор"! Если не получится, тогда - "все тише и тише снег"! Перед выполнением этих заданий полезно вспоминать стих, из последнего, российского классика: "а что, в самом деле, возьму да и..."
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
6
всех напоил
и ушел незаметно
последний снег

      Полный ужас. Жюри, пропустившее этот стих в раздел хайку, я бы близко к судейству не подпустил. Присутствие автора - «незаметно» и "последний"(скрытые утверждения). «Всех» - обобщение. Протяженность во времени (трасс) – «напоил, ушел». Употребление глагола в прошедшем времени, обозначающего законченное действие «напоил». Олицетворение "ушел незаметно снег". И т. д.
      Шестое задание: "господа присяжные заседатели, нарисуйте «всех напоил» или "ушел незаметно"."А что, в самом деле...?!"
      Здесь возникает вопрос, чье трехстишие, может кого-то своего? Может начинающего кого хотят поднять? А может, наоборот, нашли у сильного автора наислабейшее трехстишие?
   Антихайку.
*****************************************************************************    
7
трепещет на ветру
пробивший асфальт
подорожник

     Трехстишие отнес бы к трассу,  из-за «пробивший», т. к. оно показывает нам картину, протяженную во времени: принципом «досказанности» или «досказанный мост» в прошлое. Законченное действие «пробивший» не для хайку. «Пробивший» - к тому же скрытое олицетворение подорожника (хайрю). «Трепещет» - выдает авторское присутствие, а значит, лишнее. К тому же уже сказано "на ветру". Одноопорность, так как читается одним предложением. Сделать трехстишие двуопорным нетрудно: нужно заменить "трепещет" на, скажем, "белье".

белье на ветру
пробивший асфальт
подорожник

   Это трехстишие уже ближе к хайку.

        Трехстишие.
*****************************************************************************    
8
зимнее море
она ни слова не сказала в ответ

     Второй пример полного непонимания хайку членами рабочей группы.  Здесь реализована горючая смесь: рассказ о диалоге.  Ужасно употребление местоимения «она», отрицания «не», оперирование невещественным «словом».
     Этот пример окончательно убеждает меня, что с членами рабочей группы мне не по пути. Когда мне будут известны имена «героев» РГ(рабочей группы), никто из них не будет приглашен мною к судейству, где бы то ни было. И наоборот, не приму приглашение судить конкурс хайку с кем бы то ни было из них. Еще и еще раз, мне очень жаль хороших авторов, стихи которых были брошены в корзину, для того, чтобы такой «перл» именовался хайку и прошел в лучшие «43» из нескольких тысяч произведений.
   Антихайку.
*****************************************************************************    
9
засыпая, сын
нечаянно коснулся ладошкой
густой снегопад

    «Нечаянно» выдает скрытое утверждение автора. Оранжевое трехстишие. Непременный атрибут, своего рода знак качества «Хайкумены» - досказанный мост в прошлое. Сын не спал, потом начал засыпать, в конце концов засыпал снегом.
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
10
будет о чем поговорить ..
осенний дождь

   Стиль «ищу простые слова». Такие трехстишия называю мини-танка. В мини-танка говорится о внутри человеческом, о мыслях, о настроении и т. п. РГ, нарисуйте первую строчку. Знак качества – досказанный мост здесь направлен в будущее.
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
11
июльская ночь
только начнешь о вечном
светает

   Трехстишие-рассказ. «О вечном» - не из лексикона хайку. РГ, нарисуйте «только начнешь о вечном». Чьи это перлы? Кто сегодня всех тянет назад? Кто слабое звено, но не самое?
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
12
расплескивая
лакает собака луну
в маленькой луже

      Одно предложение. Луна – это, наверное, напиток для собак, а «лужа» - собачья фляжка. Есть и досказанный мост в прошлое. Сначала была невылаканная луна, потом стали ее расплескивать, потом вылакали всю вместе с лужей.
   Антихайку.
*****************************************************************************    
13
снова снегопад...
все ниже и ниже
деревья

     Типовой трасс: «снова», «все ниже».  Досказанный мост в прошлое – «снова снегопад». Слабенько и избито.
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
14
остановился
на пороге храма
зимний дождь

         Досказанный мост – «остановился», а перед этим – шел. Ничем не хуже: «стою на пороге храма», но даже и лучше, так как не рассказываю о том, что шел. Плохо говорить о себе, так как подпадает под «авторское присутствие». Лучше – мальчик, собака и т. п. Прочтение одним предложением никуда не годится.
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
15
ягоды рябины…
еще не коснулся земли
первый снег

      Есть четвертая строчка. Но все убивает утверждение автора «еще…», да еще и с отрицанием «не». Досказанный мост в будущее – верьте, первый снег коснется земли. Ну и хорошо, на душе легче.
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
16
белый налив
покачивается на ветру
пустой гамак

        Трасс из-за «покачивается», протяженность во времени. Можно отнести и к динамическим трехстишиям из-за общей второй строчки, но не к хайку. Досказанность и пересечение  видим в «ветер» и «покачивается». Т. е. хочу сказать, что «покачивается» - лишнее слово. «Пустой» - выдает авторское присутствие, значит, лишнее. Можно было бы написать двустишие:

белый налив и гамак
на ветру
   и подписью «Снайпер». Я хочу сказать, что вполне можно было бы поместить и в сенрю.
        Сенрю.
*****************************************************************************    
17
капля дождя
качается на паутине
бабье лето

     Трасс из-за «качается». Понятно, что в погоне за красивостью, автор убрал «ветер» или «тучи» в угоду прочтению «качается бабье лето». «Качается» плохо еще и из-за скрытого олицетворения (как я называю, хайрю). Прочтение трех строчек одним предложением никуда не годится. Но есть плюс, снайпер не стреляет, засмотрелся в прицел, дюже до баб охотник. И никак не может нарисовать ее портрет – гамак качается. Интересно, смогут ли с этим заданием справится РГ? И вот наше домашнее задание: нарисуйте каплю дождя,  качающейся на паутине!
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
18
вечерняя пробка
в зеркале заднего вида
бегущие облака

     Попробуйте нарисовать «бегущие облака» сами по себе. «Бегущие» - скрытое олицетворение. Мне неизвестно, кто из рабочей группы делил стихи на группы, но я бы это трехстишие отнес бы к сенрю. Из-за «бегущих облаков» к хайку его отнести никак нельзя, а к сенрю можно. Так как очень похоже на ироническое восклицание водителя: «то облако идет быстрее, чем я еду!». «Вечерняя пробка» - метафора, не из лексикона хайку.
     Сенрю.
*****************************************************************************    
19
ночной ливень
стучит в дверь аптеки
ребенок

     Об этой работе я частично говорил в статье «Сасаки Нобуцуна (1872 – 1963) и ВКХ-3» http://stihi.ru/2010/11/04/430. Здесь присутствуют все пять ипостасей хайку, о которых нужно как-нибудь написать: техника, мост времени, организация пространства, символика и вариативность. Есть ли хайку лучше этого? Да, есть. Само это лучшее хайку и его анализ приведены в статье «Триединство хайку» http://stihi.ru/2010/11/02/3740.  
      Есть небольшая проблема, касающаяся этого хайку. Может это все-таки трасс (трехстишие-рассказ)? Ведь «стучит» - это растянутое во времени действие. Согласен, тем более что изначально это было танка. Однако эту картинку можно нарисовать, что и утверждает во мнении, что перед нами хайку, а точнее тайку на японское танка.
   Тайку.
*****************************************************************************    
20
как ярки стали
простые одежды бродяги
первый снег

      Присутствие автора – «как», простые». «Досказанный мост» - 1) косвенно говорится, что одежды до первого снега были неярки, «стали»; 2) одежды простые – одежды яркие.
Автор нам все разложил по полочкам. Мало того, что сама идея изъезжена, так ее еще и разжевывают. Та же идея в исполнении Михаила Сапего:

……………на рассвете

в блёстках росы –
хороша! –
крыса спешит через двор…
                    «Сапега. Срок четыре», СПб.: Красный Матрос, 2006 г.

     Сапеге нужно было бы усилить стих и написать: не просто «крыса», а «крыса в потертой шкурке».
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
21
Медный всадник
встречаются на ступенях
волны и ветер

    Хайрю – скрытое олицетворение волн и ветра «встречаются». Если же каждая строчка сама по себе, то мозаичное рубленое трехстишие.
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
22
в безветрие
падают редкие снежинки
крик вороны

        Первые две строчки можно заменить на одну - «редкий снег» или «редкие снежинки», так как «безветрие» и «падают» предполагается по умолчанию. В «безветрии» - скрытое отрицание, а потому просматривается и присутствие автора. Кстати, типовое «хайкуменовское» трехстишие: стремление выжать хайку из красивых слов. Интересной особенностью  трехстиший о животных является (часто невольное) скрытое олицетворение. Вот и здесь автор вышел на символику за счет скрытого олицетворения «крик». Сказать «карканье вороны» - не звучит, да и символику не притянешь.
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
23
хризантемы в вазе
идет и идет за окном
пушистый снег

   Трасс. Автор намеренно подчеркивает протяженность во времени: «идет и идет». А вот «пушистым» в хайку снег ужу не ходит, тут точно ошибочка. Любовница моего соседа-снайпера вчера хвасталась шубкой, говорит, маячил в этой пушистой шубке кто-то перед окном, она и стрельнула, не выдержала. Все ревность!
    Мысль та, что без "идет и идет", без "пушистый" и без "в вазе" получится:

снег
за окном
хризантемы

    Так, думаю, чуть лучше, по крайней мере повышается вариативность: снег, по желанию, может идти, может лежать, островками, или - покрывая все видимое пространство и т. д.

        Трехстишие.
*****************************************************************************    
24
пёрышко с крыла
медленно медленно
падает снег

     Вы можете нарисовать «медленно медленно падает снег»? Снова - стремление выжать хайку из красивых слов. «Медленно медленно» выдает присутствие автора, он как бы управляет «еще медленнее, еще…». Гигантская пропасть отделяет этот стих от хайку про песочницу Микитюка. Давайте, для примера, качнем трехстишие временем. Снега не было, и крыло было целым. Пошел снег медленно, начали медленно выползать перышки. Пошел снег быстро, и осталася курочка без перышков…
      Рекомендую критикам этот метод для борьбы с хайкуменовской красивостью и общими строчками.
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
25
солнце к зениту
торопливо катит жук
шарик навоза

      «Торопливо» - и авторское присутствие, и скрытое олицетворение: жучиха (жена жучилы) суп приготовила, нужно бы поспешать. Интересно, что здесь солнце и жук связаны общим словом «торопливо». Для начала попробуйте нарисовать «торопливо катит» или «солнце к зениту торопливо». По-настоящему пикантной картина становится, если замедлить время. Для этого нужно заменить наречие «торопливо» на «медленно», а «шарик» на «шарище». И вот поразмыслив думаю отнести это трехстишие к сенрю-перекличке:

Из навоза
Выползает на солнце жук.
О, с какой неохотой!
              Владимир Забалуев
        «Сквозь тишину», сост. Михаил Бару, СПб.: Красный Матрос, 2006 г, с. 70.

        К достоинству стиха отнес бы символизм при выборе существительных. «Шарик навоза» - наша планета и т. д.
        Сенрю.
*****************************************************************************    
26
грозовая туча
пчела прячется в цветке
похоронного венка

«Прячется» - скрытое олицетворение пчелы. Это авторская интерпретация, поэтому слово лишнее. Хайрю. Но по смыслу отнес бы к сенрю, в раздел черного юмора.
        Сенрю.
*****************************************************************************    
27
рассветный ветерок
одна за другой
гаснут звезды

Трасс. Протяженность во времени  выдают «одна за другой». РГ, попробуйте нарисовать, гаснущие «одна за другой» звезды. «Гаснут» - к тому же скрытая метафора.
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
28
На самом краю
согнувшейся ветки –
спит улитка

     Одноопорное трехстишие (одно предложение). «На самом» - выдает авторское присутствие. «Согнувшейся» - досказанный мост, т. е. было время, когда ветка была прямой. К тому же закончившееся действие. Очень напоминает «пробивший асфальт».
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
29
теплый осенний вечер
один раз
открылась входная дверь

      Трасс. Автор долго наблюдал и уверенно УТВЕРЖДАЕТ, что за все время пока он сидел, лишь один раз открылась дверь. Очень хочется посмотреть, как рабочая группа мне нарисует утверждение «что именно один раз открылась дверь».  Таланты, дышащие здоровьем!
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
30
заглянула
ночью в ковш с водой
большая медведица

   Идея не новая. Типичное сенрю с игрой слов. Как оно оказалось в хайку? Одноопорное (одно предложение). Интересно, как нарисовать «заглянула»? Можно нарисовать – «смотрит», можно – «стоит рядом», «пьет»…
        Сенрю.
*****************************************************************************    
31
вспорхнула в небо
бабочка
с кромки могильной плиты

     Одноопорное трехстишие (одно предложение). «В небо» - лишнее, впрочем, может точнее будет «в космос»?
     С чем будем сопрягать?
     И вот не знаю, как нарисовать: «взмахнул руками» аналог слову «вспорхнул». Подумайте, подумайте… Руки, как и крылья, можно нарисовать лишь в одном положении.
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
32
сумрак сгустился
между листьев каштана
летучая мышь

     В целом мысль понятна. Но первое предложение никудышное для хайку. Оно подобно выражению «сумрак стал сумрачнее». Снова – досказанный мост и завершенное действие. Как нарисовать «сумрак сгустился»? В любом случае мы нарисуем просто сумрак, так как на полотне мы фиксируем одно мгновение без всякой предыстории.
     Я же воспринимаю это трехстишие как сенрю, «между листьев каштана плоды». Ну не знаю, как объяснить. Представьте, что листья каштана – фиговые листки. А те, кто знает классику, припомнят - «трясет неуемный плодами».
        Сенрю.
*****************************************************************************    
33
маки над пропастью
раз за разом
срывается бабочка

Трасс из-за «раз за разом». Снова, члены рабочей группы, нарисуйте «раз за разом срывается бабочка»! «Срывается» - скрытое олицетворение (хайрю).
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
34
под кустом камелии
заяц замер в траве
весенний вечер  

     Досказанный мост. До этого прыгал, и вдруг – замер. Мысль так глубока, что я отправил бы это трехстишие в сенрю. У многих есть собаки. Наверное, замечали, бегает-бегает собака, вдруг замерла в раскоряку – в туалет ходит, по большому. Юмористический смысл пробивается. Ворона, то другое дело. Там все серьезно.
        Сенрю.
*****************************************************************************    
35
а каждый вечер
ласточки в гостях...
дом на отшибе

      Трасс из-за «каждый». Призываю нарисовать «а каждый вечер». Вот и поймете, что нарисовать можно лишь один вечер. Обобщать время живописцы не умеют.  «Ласточки в гостях» - скрытое очеловечивание (хайрю).
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
36
птичий клин
трепещет на ветру
кленовый лист

      Первое трехстишие без грубых ошибок. Присутствие автора, тем не менее, видно в слове «птичий». Хайку любит конкретность. А здесь стоит автор, смотрит вверх, и думает, может утки, а может и журавли. Напишу – птичий клин.

клин журавлиный…
галочку
ставит сентябрь
      Олег Юров
    «Наш год. Русские хайку», сост. Феликс Тамми, СПб.: Издательство Русь, 2005 г, с. 113.

      Тем не менее, это трехстишие можно назвать полухайку или черновиком хайку. Оно вариативно, например, лист может быть на клене, а может, он опал, и, подхваченный ветром, застрял где-нибудь. При этом стал похожим на перелетную птицу.
    Лист клена и птичий клин похожи друг на друга формой. Птичий клин также бывает изрезанным.
    Кленовый лист похож на ладонь, и трепетание листа можно истолковать, например, как прощание. С другой стороны, смущает "птичий клин", да и тема изъезженная. Например,

холодный ветер
гонит на юг
стаю перелетных листьев
          Сергей Григорьев
    «Наш год. Русские хайку», сост. Феликс Тамми, СПб.: Издательство Русь, 2005 г, с. 114.
     И все-таки, это черновик из-за явно авторского слова "трепещет", которое лишнее, так как сильно пересекается со словом "на ветру".

    Черновик хайку.
*****************************************************************************    
37
монетки в пруду
два лепестка уронила
камелия в воду

      Лепестки и монетки сопоставляются не технично. «Уронила» - скрытое олицетворение (хайрю). Трудно нарисовать фразу «уронить в воду», так как мы нарисуем два лепестка на поверхности, но никак не «уронила». Случай, когда из хайку-идеи получают трехстишие.
      При этом мысль интересная и символичная (плата за расцвет).
      Трехстишие.
*****************************************************************************    
38
осенний закат
замолк как-то вдруг
весёлый попутчик

     Снова досказанный мост.  На картине видно либо «веселый», либо «замолк». «Как-то» не из лексикона хайку. Картину можно понять всяко: то ли восхитился попутчик красотой, то ли вдруг приспичило, все зависит от жанра, к которому отнесут произведение критики.
        Сенрю.
*****************************************************************************    
39
скоро скоро весна
в снег залежалый
тычется такса

       «Скоро скоро» - авторская патетика, причем подразумевается будущее время, т. е. досказанный мост. «Залежалый» - еще один досказанный мост и авторская патетика в стиле «Хайкумены». Пересечение – скоро весна и снег залежалый. Стремление выжать хайку из красивых слов. Однако пробивается и юмористический подтекст: весна она всем весна и чем-то тычется такса.
        Сенрю.
*****************************************************************************    
40
Ослепительный наст –
Дрожащие тени
Сухих травинок

       «Ослепительный» - авторская патетика. «Дрожащие тени» - скрытое олицетворение теней (хайрю). Снова - стремление выжать хайку из красивых слов.
        Трехстишие.
*****************************************************************************    
41
прадедова деревня –
тянется к свету береза
сквозь крышу  

        «Прадедова» - досказанный мост, как минимум неявное авторское присутствие. «Тянется» - скрытое олицетворение березы (хайрю). И вновь призываю рабочую группу взяться за кисти и нарисовать УТВЕРЖДЕНИЕ: «тянется к свету». Безусловно можно нарисовать березу, но никак не «тянущуюся к свету».
   Антихайку.
*****************************************************************************    
42
мельничный пруд.
дремлет по брюхо в воде
дряхлая лошадь

        Сделано по образу и подобию наших переводов «старый пруд прыгнула в воду». «Пруд» и «в воде» убивают хайку на корню. И в первом случае лягушка прыгает в старый пруд, и в нашем случае лошадь стоит по брюхо в пруду.
     Оно, конечно, может и красиво, однако, на мой взгляд, лучше бы переделать. Пересечение вижу в «мельничный» и в «дряхлая», что обозначает «старый».
      Если же отбросить неважную реализацию, сама идея сопоставления старого пруда и лошади мне нравится.
     Черновик хайку.
*****************************************************************************      
43
играет с хвостом
трёхцветная кошка
бабье лето

      Трехстишие хорошее. Однако игра цветом противоречит духу хайку.
        Трехстишие.
*****************************************************************************    

Итак, из 43 хайку отобранных рабочей группой из нескольких тысяч произведений:
- антихайку:    5; №№ 1, 6, 8, 12, 41;
- сенрю:       10; №№ 4, 16, 18, 25, 26, 30, 32, 34, 38, 39;
- трехстиший:  25;
- недоработанное хайку(черновик): 2, №№ 36, 42;
- тайку: 1, № 19.

        Вывод. Мне тяжело было смотреть на результаты предыдущего конкурса. Я сделал попытку вызвать «хайкуменовцев» на дискуссию, чтобы выяснить их установки на предмет хайку. Увы! Теперь, когда из нескольких тысяч работ рабочая группа нашла всего одно тайку (на перевод японского танка), я понимаю, что отныне не буду участвовать в ВКХ. Не буду более и критиковать их. Люди создали свою школу, нашли сторонников. Искренне желаю им успехов и творческих достижений. При этом еще раз прошу авторов, стихи которых прошли отбор и попали в 43 лучших, простить меня за вольное и, вероятно, поверхностное обращение с их текстами. Прошу простить меня и организаторов конкурса ВКХ-3 за критику во время этого конкурса.
          
«12» ноября 2010 года                                                    Игорь Шевченко
      г. Дубна
Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии.

  

Идея и организация - Игорь Шевченко
Программирование - Мочалов Артём
Графика - Александр Карушин

Яндекс.Метрика