О  девятом  журнале  «Поэзия» № 1 за 2000 год - Cтатьи о хайку - Статьи 
Регистрация
Восстановление пароля
Блог Игоря Шевченко

О  девятом  журнале  «Поэзия» № 1 за 2000 год
                                          О  девятом  журнале  «Поэзия»

        Совсем недавно я начал коллекционировать номера журнала «Поэзия». Журнал начал выходить с 1997 года. В этом, 2013-ом году вышел уже 43-ий номер и вот-вот появится 44-ый. На сегодняшний день у меня по-прежнему нет одиннадцати номеров:
                                      1,  3,  5,  6-7,  15,  20,  28,  29,  33,  36.
Стержнем страсти коллекционирования является убеждение, что в журнале таится золотоносная жила поэзии мастеров недавнего прошлого. Со временем я надеюсь собрать все номера и ознакомить с россыпями находок любознательных читателей. Статьи я планирую составлять из трёх частей. В первой части – понравившиеся смысловые и художественные образы, во второй – запомнившиеся технические приёмы, в третьей – восточные параллелизмы.

                                                              ПОЭЗИЯ
                  литературно-художественный, культурно-просветительский
                                          и образовательный журнал
                                Московской организации Союза писателей РФ
                                                               № 1 (9)
                                                               Москва
                                                                2000 г.
          Главный редактор - Лев Котюков. В попечительском совете есть известные киноактёры и певцы: Наталья Варлей, Наталия Воробьёва, Вилли Токарев и Валентина Толкунова.

                                         Часть I. Цитаты и стихотворения

1
    Там, где нас не будет

Наш корабль уходит в бушующее море.
За кормой былое пенится вослед.
Якорь же закинут в бухте назначенья,
До которой ходу миллионы лет.

Некто усмехнётся, мол, тогда не будет
Корабля и бухты, и не будет нас.                                      
Мы ж на ту усмешку припасли улыбку:
Там, где нас не будет, мы живём сейчас!

                                      Эдуард Балашов, с. 5
2    
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...
                
                      «В горнице», Николай Рубцов, 1965
                    
       «Кстати, какой-то досужий критик, анализируя бессмертное стихотворение Рубцова, глубокомысленно заключил: «Это ж поэт с похмелья мается… А мать, жалея сына, берёт ведро и приносит ему воды…»
                    
«… сдерживаю вопль души и популярно объясняю, что это стихотворение – сон. Всё происходит в вечности. Поэт видит во сне мать, которую потерял в возрасте пяти лет. В вечности поэт встречается с матерью – и ночная звезда в вечности».
                           «Демоны и бесы Николая Рубцова», Лев Котюков, глава десятая, с. 15
3
      «Помнится, как однажды известный поэт Сергей Александрович Поделков рассказывал мне и Н. В. Банникову, что Твардовский патологически не любил Есенина и категорически был против издания собрания сочинений великого поэта в пяти томах.
                                                                  
       Вот так, «самый известный» и «первый поэт страны», - так называет Твардовского в своих мемуарах Р. Медведев, - «был более чем равнодушен к Маяковскому», «удивлял неприязненным отношением к стихам Сергея Есенина», «явно не являлся поклонником Б. Пастернака и не любил поэзии О. Мандельштама».
             Юрий Юшкин, «Рукописи не горят???» (Странная судьба писем Есенина), с. 26-27
4
«Милый Шура!
                                                                    
            Живу, дорогой, - не живу, а маюсь, только и думаешь о проклятом рубле. Пишу очень мало. С старыми товарищами не имею почти ничего, с Клюевым разошелся, Клычков уехал, а Орешин глядит как-то все исподлобья, словно съесть хочет. Сейчас он в Саратове, пишет плохие коммунистические стихи и со всеми ругается. Я его очень любил, часто старался его приблизить себе, но ему все казалось, что я отрезаю ему голову, так у нас ничего и не вышло, а сейчас он, вероятно, думает обо мне еще хуже.
            А Клюев, дорогой мой, - бестия. Хитрый, как лисица, и все это, знаешь, так: под себя, под себя. Слава Богу, что бодливой корове рога не даются. Поползновения-то он в себе таит большие, а силенки-то маловато. Очень похож на свои стихи, такой же корявый, неряшливый, простой по виду, а внутри – черт.
            Клычков же, наоборот, сама простота, чистота и мягкость, только чересчур уж от него пахнет физической нечистоплотностью. Я люблю его очень и ценю как поэта выше Орешина. Во многом он лучше и Клюева, но, конечно, не в целом. Где он теперь, не знаю.  
                                                                      
           Посылаю тебе «Трерядницу», буду очень рад, если ты как-нибудь сообщишь о своем впечатлении.
           Твой С. Есенин.
           1920, июнь 26».

          Из письма Сергея Александровича Есенина к Александру Васильевичу Ширяевцу
          Юрий Юшкин, «Рукописи не горят???» (Странная судьба писем Есенина), с. 37-38
5
                          
Девка, аукай, беги за подругой!
Сгинешь в лесу, медвежонка родишь…
                          
                                   Нина Шевцова, «*  *  *», с. 58
6
                          
Что от нас остаётся?
                          Стихи и картины –
Да любовь лучших женщин,
                           что верили в нас!
                                   Евгений Грязнов, «У портрета художника», с. 67
7
                          
Словно скифский лук упругий
Вытек струйкой родника,
Гибко выгнулась над лугом
В лёд одетая река.

Из промёрзших за ночь веток
Вьюга строит терема.
                          
                             Евгений Антошкин, «Зимний пейзаж», с. 90
8
                          
Взвихрив голову, глянул на землю Толстой,
Грустный Блок в первый раз улыбнулся…

Отражаясь в воде, всё плывут облака,
Словно души умерших кочуют.
Вот промчался скакун, вот взмахнула рука, -
Где они в этот раз заночуют?
                              Евгений Антошкин, «Облака», с. 91
9
                          
А ветер всё громче над сонным безмолвием свищет,
Здесь только ему эта штатная вольность дана, -
Бросает листву на тяжёлые плиты кладбища
И снова срывает, как будто с груди ордена.
                              Евгений Антошкин, «*  *  *», с. 92
10
                          
И шумит набегающий с Дона
ветерок, отемнённый дождём,
и мерцает широкой иконой
размолоченный сном окоём…
                            Иван Тертычный, «*  *  *», с. 112
11
                          
Майор непонятных войск
                          
                              Андрей Фролов, «Новая история», с. 117
12
                          
Как говорят, материя есть память бога.
                          
                             Андрей Боронихин, «Гимн Гермесу», с. 121
13
                          
Опавших листьев золотая мелочь
Шуршит уныло. Это не к добру.
Восходит солнце как-то неумело,
И тут же замерзает на ветру.
                          
                             Максим Замшев, «*  *  *», с. 144
14
                          
Столетия сползают как лавины.
                          
                             Александр Волобуев, «Венок поэтов», с. 152
15
                      Безумный Ван-Гог
                                    
                                          «Сукно в бильярдной было такое зелёное,
                                           что его хотелось жевать…»
                                                                              Из письма Ван-Гога

Кто там в бильярдной
у двери парадной
застыл как солдат?
Фонарь – апельсином,
горит керосином –
сукно как салат…

Вот с кием,
                    как с ложкой,
склонился игрок…
«Какое
Вам дело!
Оставьте!
                  Играть!»
Вскричал
                  заполошно
безумный ВанГог.

Но вдруг, разогнувшись
и выскочив вон,
глядит он, как солнце
спешит на поклон…
И спелый подсолнух
склонивши главу,
танцует на пашне
и машет ему…

Кровавое ухо упало на ветер,
маэстро в экстазе его не заметил…
Он кровью рисует осенние листья
и в небе полощет бездомные мысли…

Бог с неба спустился – он понял, что надо
Ван-Гогу при жизни присвоить награду…

Ван-Гог не заметил явления Бога,
и краски ложились, казалось, убого,
казалось, нелепо,
                              казалось, не так –
вот солнце как репа,
                                  как медный пятак…
и Бог удивился этюду Ван-Гога
и что-то поправил в Компьютере строго.
Хвостатые звёзды рисует Ван-Гог,
а краски мешает улыбчивый Бог…

И так они вместе рисуют доселе,
и мир как ребёнок летит в карусели,
неспелою вишней восходит луна,
и пенной отрыжкой плюётся волна…

В моём огороде – не сплю до утра –
огнями сверхновой восходит ботва
и мозг разыгравшись не просит другого
лишь кисти и краски для нового слова…
                                                                  Андрей Филиппов, с. 157-158
16
                          
глаза с отёкшей поволокой
и в чёрных венах мёртвый пульс…
                          
                             Андрей Филиппов, «Встреча с Гамлетом», с. 161
17
Сломанный ноготь
                    чернел из нутра, переходя в фиолетовое…
Я глядел
                   на синее пламя ушиба,
на розовый цвет
                   природного естества
и думал –
сиянью небес
                 подобно увечье сие
иль сколу на камне
у чёрного доломита…
                         Андрей Филиппов, с. 163
18
        Микрорецензия на стихи
              Игоря Губермана

Ценю породу добермана,
Я этим псом горжусь везде.
Ценю способность Губермана
Смысл бытия свести к …..
                          Юрий Лопусов, с. 172
19
        Прозаику и стоматологу
             Валерию Исаеву

Сей муж принадлежит векам.
Улыбкой щедро всех одаривая,
Он лечит зубы мужикам,
А бабам зубы заговаривает.
                          Юрий Лопусов, с. 172
20
     «Ещё в сборнике русских песен Кирши Данилова (XVII век) находим припевки, по размеру и настроению совпадающие с частушечной статью, например в тексте, озаглавленном «Стать почитать, стать сказывать». Кстати, очень долго нельзя было полностью опубликовать этот фольклорный памятник в открытой печати из-за предельной откровенности или, если угодно, непристойности некоторых его фрагментов.
                                                        
… Сергей Есенин, вспоминавший, что первые стихи сочинял в подражание частушкам, когда писал своё знаменитое:
                              
                      Если крикнет рать святая:
                      Кинь ты Русь – живи в раю.
                      Я скажу: не надо рая,
                      Дайте родину мою…
                                  
       Четырёхстопный хорей позволяет автору-певцу передавать любое настроение, любую ситуацию, любой оттенок чувства».
                                  
                                 *   *   *
                      Мокрым веником Марина
                      Так и хлещет Аню.
                      Генеральная уборка
                      Превратилась в баню!..
                                    
                                  *   *   *
                      Я пришёл – она стирает,
                      Я ей вынул из порток
                      (Не подумайте плохого!):
                      - На-ко выстирай платок.

                                 *   *   *
                       Я бывало всем давала
                       В саду на скамеечке
                       (Не подумайте дурного!)
                       Из кармана семечки.

                                 *   *   *
                        В нашем саде, в самом заде,
                        Вся трава примятая.
                        То не буря бушевала –
                        То любовь проклятая.

                                 *   *   *
                         - Эх, тёща моя
                         Дай опохмелиться.
                         Твоя дочка подо мной
                         Плохо шевелится.

                         Ну а тёща-то в ответ:
                         - Что-то мне не верится:
                         Под хорошим мужиком
                         И бревно шевелится.

                                     Сергей Казначеев, «Это звонкое чудо – частушка», с. 175, 178, 180
21
                Баллада
       об инопланетянах

                         «Отчего это, - спросил Гусев, -
                         у вас на Марсии бабы какие-то синие?»
                                            Алексей Толстой, «Аэлита»

Видать, летающих тарелок налетело:
Уж больно много чужаков с иных планет,
Противных рожами, ещё противней телом,
А в смысле запаха и вовсе спасу нет.
                                  
Пускай у них там задницы колючи,
Пускай под мышками сиреневая слизь,
С их точки зрения вы, местные, не лучше, -
И вы не признаёте плюрализм!»
                                  
                                     Юрий Баранов, с. 187-188


                           Часть II. Техника - рифмы, эпитеты, новые слова и т. д.
1
Расея/каруселях

«На быстроходных каруселях
Под детский радостный испуг
Американская Расея
На новый загребает круг».
                       Эдуард Балашов, «Туман», с. 4
2
двухсотдебильный

«И кухонный скандал,
и мат, и крик бессильный,
и телесериал –
опять двухсотдебильный…»
                        Валерий Хатюшин, «Повседневность», с. 9
3
врезываясь/трезвость

"Вы ушли,
        как говорится,
                      в мир иной.
Пустота...
          Летите, в звезды врезываясь.
Ни тебе аванса,
                            ни пивной.
Трезвость".
                Владимир Владимирович Маяковский, «Сергею Есенину», с. 16
4
Белграде/бляди

«Мой Брат был убит под Самашками,
Мой друг похоронен в Белграде,
а я, с деловыми замашками,
читаю стихи
первой встречной бляди».
                           Александр Чистяков, «Шоумен», с. 19
5
в … пене я/успения

«Утомлён дорогой мглистою,
Вижу в сумеречной пене я
Жизни просеку тенистую
От истока до успения».
                        Денис Коротаев, «*   *   *», с. 97
6
омонимично-омофоничный комплекс: чертя/черта и серой (в двух значениях)

«Ты будешь падать, медленно чертя
Кровавую дугу на краске серой
В подъезде, где не видно ни черта,
И даже пахнет почему-то серой».
                                Ольга Родионова, «*   *   *», с. 119
7
галеон/влюблён

«Искрящимися волнами
Вздымало галеон
Обычно перед войнами
Бываю я влюблён»
                     Евгений Реутов, «*   *   *», с. 121
8
Мефистофель/картофель

«И как ни хмурься Мефистофель,
Какие козни им не строй,
У них неистощим картофель:
Так здесь налажен жизни строй».
                  Игорь Северянин, 1918 г
                  Михаил Шаповалов, «Король поэтов», часть вторая, глава первая-вторая, с. 131
9
омофоничная омониия: удел/у дел

«Посредственному адвокату
Стать президентом – не удел.
Он деловито шёл к закату,
И вот дойдя – он не у дел».
                  Игорь Северянин, «Самарский адвокат», 1918 г, с. 132
                  Михаил Шаповалов, «Король поэтов», часть вторая, глава первая-вторая, с. 131


                                           Часть III. Восточная параллель

           Новожанр «параллелизмов» введён Львом Котюковым. Развивая идею Льва Константиновича, предлагаю новую серию примеров «восточных параллелей».

1
         *  *  *
Повстречаюсь с твоими глазами,
Забродившими ранней весной.
Ты двумя голубыми гвоздями
Крышку гроба забьёшь надо мной.

Только я не почувствую боли,
Соглашусь добровольно на смерть.
Ну зачем вырываться на волю,
Если можно воскреснуть суметь.

Все забуду: и женщин, и водку,
Золотую звезду на пруду.
На твою неземную походку
Без оглядки накину узду.

Я не раз нарывался на грубость,
Столько раз уходил в никуда.
Пусть твои захмелевшие губы
Не забудут меня никогда.

Проявлю свою тайную слабость –
Норов свой в сто узлов завяжу…
Да, бывают же русские бабы,
Ох, бывают же, я вам скажу.
                               Владимир Силкин, с. 59

восточная параллель восточная параллель восточная параллель восточная параллель

     СГОРЯЧА /

женщины! –
нет с ним сладу!..
хоть в пидорасы иди!..
                        Михаил Сапего
                        «Сапега обыкновенный», СПб.: К.М., 2009, с. 56

2
      Берёзы у обочины

В овраге на обочине,
Терпя бензинный ад,
Растут берёзки чахлые
Уж много лет подряд.

Истерзанны, измучены
Стоят они в пыли
И сгорблены и скрючены,
И мехом поросли.

Под гул моторов, выхлопы
Свои проводят дни,
За что судьбой безрадостной
Наказаны они?
                  Валентин Косолапов, с. 100

восточная параллель восточная параллель восточная параллель восточная параллель

- Как ты здесь проросла,
   заводская нецветная вишня?
- Как и ты…
                   Михаил Сапего
                   «Стихи», сборник, Mitkilibris, 1993 г, с. 12

3
       Хмельной месяц

Разгулявшись, знать, с получки,
Рогом чуть не сбив звезду,
Целовался месяц с тучкой
Ненасытно, как в бреду.

Горячо, напропалую,
Страстно, яростно, взасос.
И роняли поцелуи
На луга, поля и плёс.

Всей округе было видно,
Приумолкла слобода.
Лишь брюзжала – как не стыдно?!
С трезвой завистью звезда.
                                Юрий Семёнов, с. 185

    восточная параллель восточная параллель восточная параллель восточная параллель

      К вопросу о танцах – 91

Без прежней удали,
но буде так случится, -
то и сейчас не прочь, залив глаза,
с какой-нибудь безумной молодухой
сомнительным движениям предаться!
                   Михаил Сапего
                   «Стихи», сборник, Mitkilibris, 1993 г, с. 27


              Cписок упоминаемых авторов (часть, номер стиха)

Александр Волобуев [I;14]
Александр Чистяков [II;4]
Алексей Николаевич Толстой [I;21]
Андрей Боронихин [I;12]
Андрей Филиппов [I;15-17]
Андрей Фролов [I;11]
Валентин Косолапов [III;2]
Валерий Хатюшин [II;2]
Владимир Владимирович Маяковский [II;3]
Владимир Силкин [III;1]
Денис Коротаев [II;5]
Евгений Антошкин [I;7-9]
Евгений Грязнов [I;6]
Евгений Реутов [II;7]
Иван Тертычный [I;10]
Игорь Северянин [II;8-9]
Лев Котюков [I;2]
Максим Замшев [I;13]
Михаил Сапего [III;1-3]
Михаил Шаповалов [II;8-9]
Николай Рубцов [I;2]
Нина Шевцова [I;5]
Ольга Родионова [II;6]
Сергей Александрович Есенин [I;4,20]
Сергей Казначеев [I;20]
Эдуард Балашов [I;1], [II;1]
Юрий Баранов [I;21]
Юрий Лопусов [I;18-19]
Юрий Семёнов [III;3]
Юрий Юшкин [I;3]

«19» июня 2013 г                                                                    Игорь Шевченко
     г. Дубна
Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии.

  

Идея и организация - Игорь Шевченко
Программирование - Мочалов Артём
Графика - Александр Карушин

Яндекс.Метрика