Третий закон хайку Третий закон хайку
Десятый конкурс хайку является свидетельством возросшей техники создания ассоциативных трёхстиший, бедных содержанием, но украшенных по последнему слову литературной косметики: акро, аллитерацией, анаграммой, анафонией, анафорой, инверсией, метафорой, метонимией, оксюмороном, омофонией, перифразой, внутренней и обычной рифмой, омонимией, эпифорой и т. д. Это необозримое количество терминов можно свести к двум главным: звуковые и смысловые семьи.
I. Звуковые семьи
Пример 1. По-научному – аллитерация, проще: семья согласной «П».
«Пора: перо покоя просит»
«Евгений Онегин», «Отрывки из путешествия Онегина», А. С. Пушкин, ПСС в 6 тт., т. 3, М.: Гос. изд. Худ. Лит-ры, с. 172)
Пример 2. По-научному - эпифора, проще – единоокончание, на моём языке: семья слогов «НЕ»-«ТА» и «НЕ»-«ТОТ»
«— Даль не та!
— Пыль не та!
— Синь не та!
Тень не та!
— Лес не тот!
— Куст не тот!
— Дрозд не тот!
— Свист не тот!»
М. Цветаева, «Собрание сочинений» в 7 тт., т. 3, «Город Гаммельн», глава IV, М.: «Эллис-Лак», 1994 г.
II. Смысловые семьи
Пример 3. По-научному – оксюморон, проще - смысловая семья антонимов «грусть»-«радость»:
«Той грустной радостью»
«Есенин С. А. Стихотворения», «Русь советская», М.: Изд-во Эксмо, 2004, с. 242
III. Семьи и гнёзда
Итак, в звуковые семьи могут объединяться согласные, слоги, слова и т. д. В смысловые семьи могут входить омонимы, антонимы, синонимы и другие смысловые аналоги. Западная поэзия – семейная. Ведь рифма по сути тоже звуковая семья. В восточной поэзии строят не семьи, а гнёзда. Когда семья выезжает в лес, дети бегают, кричат, взрослые разводят костёр, шутят и смеются. Не заметить их трудно, и такова, на мой взгляд, западная поэзия. Совсем иначе в лесу строят гнёзда. Скрытно. Да и птиц-то, даже поющих, не всегда рассмотришь.
Поэтому приверженцы западной поэзии могут воспринимать хайку как своего рода антипоэзию: что для поэтов хорошо, для хайдзина – смерть. Вероятно, это происходит по причине того, что отечественные поэты смотрят на мир с определённой позиции, в которой находится начало их координат. Если начало координат – в человеке, то естественным образом рождается литературный приём – олицетворение. У хайдзина нет начала координат – он ветер, странник, у него ничего нет, но может идти куда хочет, он бесформенный и может принять любое обличье.
Звуковые и смысловые семьи западных поэтов стараются «поднять волну» и обратить на себя чувственное внимание – ох!-ах! Содержательная сторона часто или ограничивается самой волной, либо затуманивается, либо выбрасывается этой чувственной волной на пустынный брег - очаровывать пучеглазых крабов.
Если западная поэзия – свет, пространство, то хайку – звезда по имени Солнце, иное, неведомое свету и пространству качество. Там нет места искусственному. Красота приобретает иное качество.
Рассмотрев множество трёхстиший я пришёл к правилу рычага в литературе: произведение содержания и формы есть величина постоянная, т. е. дивным красотам стиха соответствует содержательная нищета, а богатому содержанию – скромность.
Так как «семья», как правило, броская искусственная форма, то третий закон хайку можно сформулировать очень просто:
В ХАЙКУ – ЛИШЬ ГНЁЗДА
Прочтём классика:
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог».
Правил-заставил, мог-занемог – броско и ярко. Никакого смысла, лишь талантливо зарифмованная проза.
А теперь попробуйте сразу (как у нашего классика) найти повторяющиеся слоги в тексте Басё:
«фуру(-)икэ я
кавадзу тобикому
мидзу(-)но ото»
Хорошо, если кто-то заметит «дзу», и отлично, если ещё и - «то». На слух же «увидеть» гнёзда почти невозможно. Вероятно, эффект незаметности достигается
расположением гнёзд в разных по чётности слогах и частях строк:
1е«дзу»: 2я строка 3й слог (почти центральный слог),
2е«дзу»: 3я строка 2й слог (почти начальный слог),
1е«то»: 2я строка 4й слог (центральный в строке),
2е»то»: 3я строка 5й слог (конечный в строке).
Не правда ли, что от трёхстиший к хайку – дистанция громадного размера? Теперь попрошу простить меня авторов десятого конкурса «Поэзия хайку» за краткий анализ их произведений с точки зрения звуковых и смысловых гнёзд и семей. Прошу прощения по той причине, что на конкурсе пять номинаций, и авторы с большой вероятностью ставили трёхстишия, а не хайку. Тем не менее, для прояснения своей позиции, думаю, полезно рассмотреть десяток практических примеров.
Примеры звуковых семей
1
край света
встречают рассвет
нанайцы
Радуга
Звуковая семья «ударной эпифоры» (край свЕта/рассвЕт) обрамлена искусственной акрострокой «КВН». В результате по правилу рычага имеем бедность смыслового содержания, которое с избытком компенсируется богатством формы.
2
каплей припоя
сижу лужу-паяю
луна на убыль
romannik
И вновь: «ля-ля-ля жу-жу-жу/ по секрету всему свету/ о припое расскажу».
3
первые листочки
гнездится синичка
в шляпе пугала
Мила
Здесь звуковая семья «листочки-синичка» резонирует с внутренней рифмой: гнездИтся-синИчка. Вот она русская поэзия!
4
облачко пара
вместе с приветствием
снимаю очки
Мила
Первая звуковая семья хотя и разнесена, всё же заметна: «облачко/ очки». А вторая – просто танцует: «вмЕсте с привЕтствием»
5
ягодка созрела
в саду у соседа
колючий забор
valant
Ударная звуковая семья: созрЕла-сосЕда, граничит с рифмой.
6
аллея в парке
на влюблённой паре
кружевная тень
Николай В.
Пример перерастания ударной звуковой семьи в откровенную рифму.
Примеры смысловых семей
7
в лесу
перешагиваю
муравьиную тропку
Николай В.
Омофония (в лесу/в лису) порождает чудный смысл, напоминающий «мышку в норке».
8
огрызок
возвращается мальчик
из тира
Хаки хайки
Ударный омоним «огрызок» имеет значение «воp, подчиняющийся дpугому воpу».
9
вышка
еловая ветка
колышется ветром
Радуга
Вышка – высшая мера наказания.
10
полем дорога
ключ с родниковой водой
девушки косы
Александр Савостьянов
Здесь загадка - девушки уронили ключ в родник и окосели, или, наоборот, сначала окосели?.. Порой так узок круг хайку, что кажется месяцем.
«19» июля 2013 г Игорь Шевченко
г. Дубна Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии. |