Третий закон хайку - Cтатьи о хайку - Статьи 
Регистрация
Восстановление пароля
Блог Игоря Шевченко

Третий закон хайку
                                                      Третий закон хайку

         Десятый конкурс хайку является свидетельством возросшей техники создания ассоциативных трёхстиший, бедных содержанием, но украшенных по последнему слову литературной косметики: акро, аллитерацией, анаграммой, анафонией, анафорой, инверсией, метафорой, метонимией, оксюмороном, омофонией, перифразой, внутренней и обычной рифмой, омонимией, эпифорой и т. д. Это необозримое количество терминов можно свести к двум главным: звуковые и смысловые семьи.

                                                     I. Звуковые семьи

Пример 1. По-научному – аллитерация, проще: семья согласной «П».

                «Пора: перо покоя просит»

«Евгений Онегин», «Отрывки из путешествия Онегина», А. С. Пушкин, ПСС в 6 тт., т. 3, М.: Гос. изд. Худ. Лит-ры, с. 172)

Пример 2. По-научному - эпифора, проще – единоокончание, на моём языке: семья слогов «НЕ»-«ТА» и «НЕ»-«ТОТ»  

«— Даль  не  та!
— Пыль  не  та!
— Синь  не  та!
Тень  не  та!
          
— Лес не тот!
— Куст не тот!
— Дрозд не тот!
— Свист не тот!»

               М. Цветаева, «Собрание сочинений» в 7 тт., т. 3, «Город Гаммельн», глава IV, М.: «Эллис-Лак», 1994 г.
        
                                               II. Смысловые семьи

Пример 3. По-научному – оксюморон, проще - смысловая семья антонимов «грусть»-«радость»:

                  «Той грустной радостью»

«Есенин С. А. Стихотворения», «Русь советская», М.: Изд-во Эксмо, 2004, с. 242

                                                   III. Семьи и гнёзда

        Итак, в звуковые семьи могут объединяться согласные, слоги, слова и т. д. В смысловые семьи могут входить омонимы, антонимы, синонимы и другие смысловые аналоги. Западная поэзия – семейная. Ведь рифма по сути тоже звуковая семья. В восточной поэзии строят не семьи, а гнёзда. Когда семья выезжает в лес, дети бегают, кричат, взрослые разводят костёр, шутят и смеются. Не заметить их трудно, и такова, на мой взгляд, западная поэзия. Совсем иначе в лесу строят гнёзда. Скрытно. Да и птиц-то, даже поющих, не всегда рассмотришь.
         Поэтому приверженцы западной поэзии могут воспринимать хайку как своего рода антипоэзию: что для поэтов хорошо, для хайдзина – смерть. Вероятно, это происходит по причине того, что отечественные поэты смотрят на мир с определённой позиции, в которой находится начало их координат. Если начало координат – в человеке, то естественным образом рождается литературный приём – олицетворение. У хайдзина нет начала координат – он ветер, странник, у него ничего нет, но может идти куда хочет, он бесформенный и может принять любое обличье.  
          Звуковые и смысловые семьи западных поэтов стараются «поднять волну» и обратить на себя чувственное внимание – ох!-ах! Содержательная сторона часто или ограничивается самой волной, либо затуманивается, либо выбрасывается этой чувственной волной на пустынный брег - очаровывать пучеглазых крабов.
          Если западная поэзия – свет, пространство, то хайку – звезда по имени Солнце, иное, неведомое свету и пространству качество. Там нет места искусственному. Красота приобретает иное качество.
          Рассмотрев множество трёхстиший я пришёл к правилу рычага в литературе: произведение содержания и формы есть величина постоянная, т. е. дивным красотам стиха соответствует содержательная нищета, а богатому содержанию – скромность.
          Так как «семья», как правило, броская искусственная форма, то третий закон хайку можно сформулировать очень просто:

                                              В ХАЙКУ – ЛИШЬ ГНЁЗДА
                                                                                                        
           Прочтём классика:

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог».
                    
           Правил-заставил, мог-занемог – броско и ярко. Никакого смысла, лишь талантливо зарифмованная проза.

           А теперь попробуйте сразу (как у нашего классика) найти повторяющиеся слоги в тексте Басё:

«фуру(-)икэ я
кавадзу тобикому
мидзу(-)но ото»

          Хорошо, если кто-то заметит «дзу», и отлично, если ещё и - «то». На слух же «увидеть» гнёзда почти невозможно. Вероятно, эффект незаметности достигается
расположением гнёзд в разных по чётности слогах и частях строк:

1е«дзу»: 2я строка 3й слог (почти центральный слог),
2е«дзу»: 3я строка 2й слог (почти начальный слог),

1е«то»: 2я строка 4й слог (центральный в строке),
2е»то»: 3я строка 5й слог (конечный в строке).
          
           Не правда ли, что от трёхстиший к хайку – дистанция громадного размера? Теперь попрошу простить меня авторов десятого конкурса «Поэзия хайку» за краткий анализ их произведений с точки зрения звуковых и смысловых гнёзд и семей. Прошу прощения по той причине, что на конкурсе пять номинаций, и авторы с большой вероятностью ставили трёхстишия, а не хайку. Тем не менее, для прояснения своей позиции, думаю, полезно рассмотреть десяток практических примеров.

                                           Примеры звуковых семей
1
край света
встречают рассвет
нанайцы
            Радуга

          Звуковая семья «ударной эпифоры» (край свЕта/рассвЕт) обрамлена искусственной акрострокой «КВН». В результате по правилу рычага имеем бедность смыслового содержания, которое с избытком компенсируется богатством формы.

2
каплей припоя
сижу лужу-паяю
луна на убыль
                  romannik

           И вновь: «ля-ля-ля жу-жу-жу/ по секрету всему свету/ о припое расскажу».
3
первые листочки
гнездится синичка
в шляпе пугала
                 Мила

        Здесь звуковая семья «листочки-синичка» резонирует с внутренней рифмой: гнездИтся-синИчка. Вот она русская поэзия!
4
облачко пара
вместе с приветствием
снимаю очки
                 Мила

      Первая звуковая семья хотя и разнесена, всё же заметна: «облачко/ очки». А вторая – просто танцует: «вмЕсте с привЕтствием»
5
ягодка созрела
в саду у соседа
колючий забор
                       valant

       Ударная звуковая семья: созрЕла-сосЕда, граничит с рифмой.
6
аллея в парке
на влюблённой паре
кружевная тень
                 Николай В.

       Пример перерастания ударной звуковой семьи в откровенную рифму.

                                           Примеры смысловых семей
7
в лесу
перешагиваю
муравьиную тропку
                        Николай В.

       Омофония (в лесу/в лису) порождает чудный смысл, напоминающий «мышку в норке».
8
огрызок
возвращается мальчик
из тира
            Хаки хайки

        Ударный омоним «огрызок» имеет значение «воp, подчиняющийся дpугому воpу».
9
вышка
еловая ветка
колышется ветром
                          Радуга

        Вышка – высшая мера наказания.
10
полем дорога
ключ с родниковой водой
девушки косы
                  Александр Савостьянов

         Здесь загадка - девушки уронили ключ в родник и окосели, или, наоборот, сначала окосели?.. Порой так узок круг хайку, что кажется месяцем.  

«19» июля 2013 г                                                  Игорь Шевченко
      г. Дубна
Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии.

  

Идея и организация - Игорь Шевченко
Программирование - Мочалов Артём
Графика - Александр Карушин

Яндекс.Метрика