Огонь недосказанности - Cтатьи о хайку - Статьи 
Регистрация
Восстановление пароля
Блог Игоря Шевченко

Огонь недосказанности
                                                   Огонь недосказанности

             Некоторые японцы-теоретики выдвинули тезис, что хайку – жанр существительных. Японцы-практики, судя по переводам, которые у всех есть дома, придерживаются иного мнения.
             На мой же взгляд,

                                                 НЕДОСКАЗАННОСТЬ
                                            ПРИВОДИТ  ТРЁХСТИШИЕ  
                                                 К  БЕЗГЛАГОЛЬНОМУ

              Т. е. я утверждаю, что трёхстишие с глаголом можно доработать – до безглагольного, т. е. как бы подвергнуть обжигу, прокаливанию или выпариванию. Обоснование этого положения проведём на практическом примере. Сначала создадим глагольное трёхстишие. Для этого достаточно взять два похожих процесса. Скажем, туча (вызывает) ветер и дождь, родители же (зовут) детей. Пишем сырой вариант:

тучи – внезапный ветер – летний дождь
мамы выкрикивают
имена детей

       Кстати, пока лучше оставить тучи из-за сочетаемости с третьей строчкой. «Тучи – имена (дерущихся) детей». Мы получили прямолинейное глагольное трёхстишие. Начнём процесс «выпаривания» родителей.

летний дождь
окна разучивают
имена

        Попробуем «прокалить» безликие «имена»:

туча
окно на весь двор
кукует Сашу

       Наконец, завершающий обжиг Саш, Серёж и Ольг:

внезапный ветер
во дворе лишь (от глагола «остались» ничего не осталось)
…Жа…Ша…Ля

         Конечно, хорошо бы взять стих автора, творчество которого добротно. К таковым я отношу Оригу и Константина Микитюка. Так как первый автор не разрешает мне размышлять вслух над её стихами, то попробуем «выпарить» глагол из копии какого-либо стиха второго автора. Прошу простить меня Константина Микитюка за использование его идеи при создании копии. Итак,

проводы зимы –
негритянка ест
сахарную вату
                  «Колени в облаках», Константин Микитюк, М.: Memories, 2006, с. 8

       Сначала разложим стих на две пары: снег-земля и негритянка-сахарная вата. Понятно, что снег тает – показывается земля. Съедается сахарная вата – показывается смуглое лицо африканки. Создадим копию.

масленица
ест собака
подгорелый блин

      Можно поработать над собакой, заменив её названием звучной породы домашнего животного, а можно сразу съесть глагол «ест»:

масленица
в собачьей миске
подгорелый блин

        Понятно, что доказать что-либо в нашем мире невозможно, поэтому прошу не закидывать меня трёхстишиями. Но прежде чем ставить трёхстишие на конкурс, лишний раз задумайтесь о безглагольном варианте, вдруг он вам понравится?

28 августа 2013 г                                                    Игорь Шевченко
     г. Дубна  
Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии.

  

Идея и организация - Игорь Шевченко
Программирование - Мочалов Артём
Графика - Александр Карушин

Яндекс.Метрика