«Тайна вечности» Льва Котюкова, часть I «Тайна вечности» Льва Котюкова
Недавно в издательстве «У Никитских ворот» вышла в свет новая книга Льва Котюкова «Тайна вечности». В связи с нападками на автора в «Литературной газете» мне бы хотелось поделиться своим пониманием творчества Льва Константиновича, а также посмотреть на стихи поэта сквозь призму Древнего священного Знания северных волхвов. А хорошо ли поэзия Льва Котюкова вписывается в древо древнего русского верования, и попадает ли поэт в ноты, судить вам, уважаемый читатель.
Часть I. Сергей Есенин и «огненный» Лев Котюков
Поэзию Сергея Есенина всегда будут любить россияне за её лёгкость и светлую родниковость. Но если всмотреться в первые талантливые стихи поэта, то нетрудно заметить их структуру: Природа-Человек(автор)-Бог.
№ 1
1910 год, «Вот уж вечер. Роса…»
П:
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Ч:
Я стою у дороги,
Б:
И берёзы стоят,
Как большие свечки.
№ 2
1910 год, «Дымом половодье…»
П:
Дымом половодье
Зализало ил.
Ч:
Еду на баркасе,
Б:
Чёрная глухарка
К всенощной зовёт.
Роща синим мраком
Кроет голытьбу…
Помолюсь украдкой
За твою судьбу.
А через несколько лет эта структура стала триединой тканью.
№ 3
И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях – крылья херувима,
А под пеньком – голодный Спас.
Сергей Есенин, «Не ветры осыпают пущи...», 1914 год
№ 4
Счастлив, кто в радости убогой,
Живя без друга и врага,
Пройдёт просёлочной дорогой,
Молясь на копны и стога.
Сергей Есенин, «Пойду в скуфье смиренным иноком…», 1914 год
№ 5
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа...
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
Сергей Есенин, «Гой ты, Русь, моя родная …», 1914 год
Сергей Есенин, на мой взгляд, был и остаётся непревзойдённым мастером гармоничного сочетания в полотне стиха Природы, Бога и Человека.
Поэзия Льва Котюкова далека от заигрывания с читателями: стремящиеся к деньгам – вспомните о Душе, умники – посмотрите на Дураков, жалостливые – успокойтесь. И, если Есенину удавалось вплетать отсветы божественного в картину реальной жизни, то Лев Котюков в своих стихах, наоборот, старается физическую жизнь вывести на Свет божий. Отсюда и поэзия – нечеловеческая, не понятная ни обывателям, ни «большинству нынешних российских писателей». Однако стихи Льва Котюкова отметила Московская Патриархия. В отличие от автора «Литературной газеты» я далёк от мысли, что Лев Котюков сам наградил себя Международной премией имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Наоборот, вижу в этом знак признания этого вида сакральной поэзии как жанра, жанра нелицеприятного и огненного. Может, так и назвать этот жанр - «Огненным».
(продолжение следует)
10 октября 2013 г Игорь Шевченко
г. Дубна Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии. |