ТЕОРИЯ  ХАЙКУ (стих 51) - Cтатьи о хайку - Статьи 
Регистрация
Восстановление пароля
Блог Игоря Шевченко

ТЕОРИЯ  ХАЙКУ (стих 51)
                                            ТЕОРИЯ  ХАЙКУ
                                                   (стих 51)

         Моя теория хайку строится исключительно на «Праведах». В вышедшем недавно в одноимённом издательстве трёхтомнике 6 536 стихов. Путь дальний. Нумерация стихов в скобках моя. Она приводится для тех, кто хочет ориентироваться количественно.

                                              ПервоЗакон
                                                 (стих 51)
                                     Постигни сложное:
                                     В Троице Первый закон –
                                     Да это Нет и Нет это Да.

«Праведы» («Образ»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 17

              Поэтический мир состоит из видимого и заоблачного, обыденного и божественного. Каждый ребёнок в душе поэт, так как мечтает, воображает и играет. Он с интересом рассматривает картинки, слушает сказки и смотрит мультфильмы. Он верит в домовых и леших, боится темноты, радуется щенкам, котятам и птичкам. И среди этого многоцветия каждый незаметно для себя начинает решать сами собой возникающие задачи: как же съесть эту ненавистную кашу и как надеть этот несчастный ботинок. Пока, наконец, не появляется захватывающая цель. С появлением цели мир преображается, человек взрослеет.
              Меняется и характер игр. На смену поддавкам приходят шахматы, где фигуры не просто шлёпают по доске, а совместно участвуют в достижении цели. У фигур проявляется качественно иная сила, пространство обретает вес, а игрок получает возможность пользоваться временем. Про того, кто ходит фигурами просто так, говорят – он теряет время. Т. е. можно сказать, что такой игрок вне времени. И, вероятно, именно цель - почва цветов времени.                  
             Так же как и шахматы, хайку могут дать ключи к тайнам мироздания. Хайку, конечно, мелочь, но без них, как без лягушки Басё, порой не увидеть пруда Незримого, что совсем рядом.  
             Хайку находится между предметом и отражением, сном и явью, тем миром и этим, в полосе определённой неопределённости, называемой зеркалом. Если зеркало достаточно чисто, а сзади кто-то протягивает конфету, то мальчику трудно сказать наверняка, где стоит доброжелатель. И он запросто может угодить в зазеркалье.
              Цель пишущего в этом жанре – удержаться Между: чтобы нельзя было определённо сказать - пишите ли Вы о земном или о горнем. Именно эта цель придаёт словам дополнительную силу, вес пространству и объёмность смысловому вееру.

                             Тикают часы, прикидываясь,
                             что маршируют на месте.
                                               София Русинова (1965-2005)  
                                                http://www.wowwi.orc.ru/renga/index.html

«4» февраля 2015 года                                                       Игорь Шевченко
              г. Дубна
Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии.

  

Идея и организация - Игорь Шевченко
Программирование - Мочалов Артём
Графика - Александр Карушин

Яндекс.Метрика