Шар хайку часть 4 - Cтатьи о хайку - Статьи 
Регистрация
Восстановление пароля
Блог Игоря Шевченко

Шар хайку часть 4
                                                        Шар хайку
                                                          Часть IV

                                    IV. Принцип неявного перетекания

          Важнейшим признаком змеевидного предложения является принцип последовательности и однонаправленности. В математике есть объединяющее понятие – вектор. Шар отличается не только разнонаправленностью, но и наличием вложенных и поэтому, в каком-то смысле, параллельных сфер. Таким образом, можно говорить о наличии неявных, параллельных, связях. О смысловых пирожках, о слоистости и т. п.
         А значит, хайку можно рассматривать как предложение с неявными связями. Иначе, три строчки, записанные строчными буквами, представляют лишь кажущийся хаос.
          Хайку лишь повторяет Мир. Есть видимость с явными связями, но есть и Мир с которым мы связаны Незримо, скажем, сном. Сон соответствует недосказанности, прилив сил после сна – смысловому вееру.
          Продемонстрирую это сравнение двумя примерами.
№ 1
ночной ливень
стучит в дверь аптеки
ребенок
          Сасаки Нобуцуна-Г. Г. Ксимидов-Игорь Шевченко

           Неявны здесь больной или больная. Но то, что мы видим, можно перенести на скрытого от глаз больного. Подробный анализ в своё время был публикован в статье  Сасаки Нобуцуна (1872 – 1963) и ВКХ-3 http://www.stihi.ru/2010/11/04/430. Отмечу важное замечание Елены Евгеньевой, которая в своем комментарии к стиху
http://stihi.ru/2010/09/17/862 пишет: «Ночной Ливень - это может быть и имя. Яу - в японском означает "ночной дождь". В данном случае с точки зрения вариативности имя лучше было бы записать именно с маленькой буквы. Посвящённый в тайны жанра читатель накладывает обе картинки и восхищается гармоничностью и искажениям отражений.

№ 2
            Знаменитое хайку Басё, в котором название местности «Старопрудие» благодаря явно распрыгавшимся лягушкам стало «старым прудом». И наоборот, старый пруд из-за кажущегося звука воды где-то поблизости вдруг предстал - как взгляд в будущее - засохшим и оставшимся лишь в названии местности «Старопрудие». Отметим, что и здесь правильнее записать «старопрудие» именно с маленькой буквы, по причине не столько вариативности, сколько для возможности лёгкого перетекания смысла.

            Между делом мы видим, что заглавные буквы часто являются препятствием хайку-перетеканиям. И в то же время, записанные с маленькой буквы, именно эти слова становятся сильной стороной произведения.

           Тему неявного перетекания можно рассмотреть с разных сторон. Скажем, двучастность – это пример разделения зеркалом мужского и женского начал. И в зеркале эти начала как бы неявно соединяются.
           Коснусь немного религиозных подоплёк. Само хайку для меня – Троица. Как Троицу рассматривают в христианстве? Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. А где здесь Богоматерь, Та, что рождает? О Диаволе лучше вообще вслух не говорить.
           У северных волхвов Троица такова: Господь, Бог и Диавол. Бог – мужское начало, Диавол – женское. Господь – их встреча, скажем, зеркало.
           В каком-то смысле, скажем, по вертикали, Противником Господа является Сатана. Условно: Бог протягивает вертикальные нити, Диавол – горизонтальные, Господь – и Ткач, и полотно.
            Может, я и вернусь к теме сакрального обоснования основ хайку. В своё время, 2005 году, выходя не помню с какой выставки ВДНХ (или уже ВВЦ) 69-ого павильона, где-то в углу под лестницей я случайно заметил сиротливо расположившийся книжный столик. Я подошёл, почему-то взял в руки «Праведы», полистал минут 5-10 и купил. Всё это время женщина пристально на меня смотрела и, отдав книгу в зелёной обложке, с подтекстом заметила: «Не просто так Вам досталась эта книга». Т.е. я думаю, что вряд ли мои статьи будут читать не те люди. А если и прочтут – значит, "не просто так".
             Но останавливает чувство вора, а я и без этого не агнец. То во сне всё покажут и расскажут, то книгу дадут – только переписывать успевай. С другой стороны, если изложить теорию хайку по «Праведам» в полном объёме, то жанр хайку может выделиться из плоских трёхстиший и занять достойное место в культуре россиян.

«4» марта 2015 г                                                                Игорь Шевченко
         г. Дубна
Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии.

  

Идея и организация - Игорь Шевченко
Программирование - Мочалов Артём
Графика - Александр Карушин

Яндекс.Метрика