Полурифма - Cтатьи о хайку - Статьи 
Регистрация
Восстановление пароля
Блог Игоря Шевченко

Полурифма
                                                  Полурифма

            Из всех школьных предметов самым глубоким я считаю – литературу. Чтобы оценивать произведения необходимо стройное мировоззрение, знание истории и русского языка. Чтобы говорить о поэзии нужно ещё большее. Я не могу представить разбор стихотворения без детального рассмотрения его рифмики. В этом мастерство поэта. Однако школа даёт настолько примитивное понятие о рифме, что кажется – поэты рождаются только для того, чтобы накропать пять стихов – ямбом, хореем, дактилем, амфибрахием и анапестом. Теоретики собирают открытия стихотворцев и сообщают миру, что встречается рифма мужская, женская и дактилическая. Есть тактовики и дольники. В итоге сущность тонет в терминах. И на поверку мы видим, что рубаи рифмуются, как правило, лишь концевой и к тому же примитивной рифмой, вероятно, уровня раннего Ломоносова. А в хайку, где рифмы как бы и быть не должно, через одно встречаются созвучия 19-20 веков.
             Сейчас на конкурсах трёхстиший две беды: отсутствие должной глубины работ и рифмование. На страже глубины в какой-то мере стоит номинация «Чужая Лужа». Но не всегда у меня есть время показать иным стихам их место.
            С рифмой сложнее. Думаю, нужен цикл статей с показательным разбором лучших рифм российских поэтов. Лишь создание базы лучших (хотя бы концевых) рифм приучит хайдзинов следить за этой стороной техники. А я лишь буду указывать – «смотри: Маяковский, стих такой-то».
            Мой взгляд на рифму прост. В каждом слове есть ударная гласная. Она освещает ударный слог. Буковки как бы выходят на свет Божий  и предстают перед нами почти без искажений. Ударение таким образом - свет. Так как базовых гласных – пять, то можно предположить, что каждая светит своим светом. Т.е. гласные, теоретически, должны иметь цвет. Но это отдельная большая тема. Безударные слоги – как бы серость, тут - темнее, там - светлее.
             Так вот, две одинаковые ударные гласные уже сами по себе, на мой взгляд, образуют полурифму. Любое дополнительное созвучие переводит полурифму в рифму. Сейчас это звучит голословно. Но по мере написания статей с рифмами лучших российских поэтов будет создана и доказательная база.
            Сейчас я хотел бы разобрать полустишия одного стихотворения Маргариты Агашиной, которую, может, и не все знают, но я считаю её стихи достаточно техничными. При этом я прошу прощения за мои вольности обращения со стихами у ценителей и поклонников поэтессы. И впрямь иногда нужно "раскроить" стих, чтобы доказать, что он цел.
            Стихотворение называется «Я люблю тебя, Корея» («Маргарита Агашина. Избранное», М.: Художественная литература», 1986, стр. 121-122). Написано оно было в 1957 году.

Цитата № 1
                            
и, как Имя бУдущему сЫну,    
кнИге я придУмываю Имя.        
              

        Заглавными буквами я выделил ударные гласные: ИУИ-ИУИ. Вот полурифмы, на которых держится рифмовка этих строк.
        А вот четверостишие с несколько иной техникой.
Цитата № 2
                            
А потом рассказывают были
о героях своего народа,
и тогда бледнеют перед ними
сказок и легенд богатыри.
              

               Да, первая и третья строчки рифмуются через «были-ними». А как образуется созвучие третьей и четвёртой строк? Выделим ударные:

и тогдА бледнЕют перед нИми
скАзок и легЕнд богатырИ.

               Удивительно, но снова техника полурифм.
               Но можно ли создать всё четверостишие на полурифмах? Смотрите:

Цитата № 3
                  
Смуглые корейские поэты
мне опять рассказывают нынче
древние легенды о драконах,
сказки о красавицах лесных.
                

          Выделим ударные гласные:
УЕЕ
ААИ
ЕЕО
ААИ

         Вторая и четвёртые строчки образуют три полурифмы, а первая и третья – две: «корейские поэты/ древние легенды».
         Понятно, что полурифмы работают не только параллельно, но и последовательно. Чтобы увидеть это, нужно разбить строчки на подстрочия по ударным гласным.

Цитата № 4
Я давно уже не сплю ночами.
Но не сладким запахом акаций
и не влажной свежестью рассветов
сердце переполнено моё.

     О                           У                       А                            Е                          

Я давно            уже не сплю          ночами.
                                                   Но не сладким
                                                         запахом
                                                           акаций
                                                       и не влажной         свежестью
                                                                                        рассветов
                                                                                           сердце
переполнено
моё.

          Круг замкнулся. Вот красота использования полурифм. Введение в свою теорию я сделал. В следующих статьях постараюсь начать создание базы концевых рифм лучших российских поэтов. Она хороша тем, что объективна и к ней будет не придраться.

«20» мая 2015 г                                                                  Игорь Шевченко
    г. Дубна
Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии.

  

Идея и организация - Игорь Шевченко
Программирование - Мочалов Артём
Графика - Александр Карушин

Яндекс.Метрика