Рифма 1 Введение - Cтатьи о хайку - Статьи 
Регистрация
Восстановление пароля
Блог Игоря Шевченко

Рифма 1 Введение
                                     Рифма с древности и до наших дней

                                                        I. Введение

          Русский язык иерархичен. Есть подлежащее и сказуемое, есть второстепенные члены предложения. Есть падеж именительный, а есть падежи зависимые.
          Ударение обозначает наличие слова. Два ударения говорят о двусловности. В самом слове ударение – свет, лишь ложные буквы прячутся от него, как «л» в слове «солнце». Ударение падает не только на гласную, но и на родные согласные. Гласные, на мой взгляд, олицетворяют женское начало. Согласные – мужское. Таким образом, красота языка – это красота гласных.
         Итак, ударением обладает семья ударных букв, условно княжеская семья: светЛА-игЛА (здесь: А – княжна, Л – князь) Справа от семьи – правая часть слова, слева – левая. Есть пять видов принципиально разных гласных.
                                                                    Е
                                                             А    О    У
                                                                    Ы

         «О» - ось вращения. Гласные «А» и «У» - стрелки, показывающие направление вращения. «Е» – символ Троицы, «Ы» - эволюции, роста, родов (рождения), движения вперёд (часто в анализах, по привычке, я заменяю её на «и», хотя «и» имеет значение праха). Женщина на нашей планете королева и царица, всё сущностное в её власти. Деньги, мышечная сила, власть политическая (несущественное) – в руках мужчин.  
          Правая часть слова – тёплая, родная, светлая, женская. Левая – холодная, самостоятельная (самостная), тёмная, мужская.
          Рифма – ветви с древа княжеских родов: подРУЖка – кРУЖка. Люди, в своём большинстве, думают, что всё в мире бездушное, пластилиновое, и потому предназначено для их творчества. Слова можно коверкать, реки поворачивать, деревья валить, животных убивать. Рифма – это интуитивное уважение мира созвучий. Поэт льёт рифму и выдувает медь. Рифма служит всем, ибо «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». Буквы живут своей жизнью, поэты же используют их часто для красного словца, во имя собственной славы или в угоду своему честолюбию.
         Рифмование – это поиск родственных связей в мире слов. Занятие это древнее. Думаю, во времена волхвов, пение и стихи имели сакральный характер. Сейчас всё перевернулось. Поэты изливают себя, так как их мир наиважнейший в мироздании.
         Назовём полурифмой двух слов – совпадение ударных гласных. Обозначим полурифму цифрой номера ударного слога, если считать с правого конца:

А11(для краткости А1): оНА – быЛА,
А2: СЧАстье – МАло,
А3: аХМАтова – реАЛЬные, и т.д.

         Можно ввести рифмы четвертные:
А12: оНА – СЧАстье,
А23: сСЧАстье – аХМАтова, и т.д.
        И даже осьмушки (А13: быЛА – ЗДРАвствуйте), шестнадцатые и т.д.

        Для введения достаточно остановится на рифме, как на родстве по материнской линии. Рифмование по мужской линии – ЛЕНЬ-ЛАНЬ (ЛН1) – пока оставим в стороне.
        Княжеской рифмой назовём рифму с совпадением княжеских букв.
        Правой рифмой назовём полурифму хотя бы с одним правым созвучием.
        Левой – полурифму с характерным (скажем, стыковкой гласных) левым созвучием.
        Смешанной – когда слева и справа переплетаются и княжеские буквы, и буквы левые, и – правые.
         Примеры.
Княжеская рифма:
А1: поРА – уРА,
А2: ТАня –  сирТАки
И1: позаБЫТЬ – люБИТЬ.

Сложная княжеская рифма:
А1И1: лет до СТА расТИ – нам без СТАрости (В.В. Маяковский «Хорошо», 1927)

Правая рифма:
А3: ПРИнятый – ВЫпито, здесь в правой части общие буквы: Т и И.

Левая рифма:
Т1: приотКРЫТЬ – приобНЯТЬ

Смешанная рифма:
И1: истопНИК – искуПИ
О31: портФОлио – форПОСТ

          Любая приукрашенная речь, я думаю, строится на словах-родственниках. Поэтому создавать созвучную речь легко, так как она сама просится на язык. По этой причине рифмы не обязательно нужно искать в стихах, они – в любом приукрашенном тексте. Ярким примером является «Слово о полку Игореве». Нет никаких сомнений, что «Слово» лишь вершина айсберга древней русской литературы. Песни Бояна, песнь Ольги, былины о князе Владимире лишь отзвуки литературы древней Руси.
           Однако без знания ударений древнего русского языка трудно говорить о рифмах. Я знаю лишь книгу Д.С. Лихачёва, в которой древнерусский текст приведён с примерным ударением, притом, что сам перевод гораздо убедительнее выглядит у Воронцова В.А. (Казань, 2009) http://refdb.ru/look/2908202.html.
           План этой работы: проанализировать на предмет рифмы все дошедшие до нас тексты с сознательно создаваемой рифмой. И начну я с текста «Слова о полку Игореве».
Если мой подход будет понят и принят, то в будущем попрошу помощи авторов и читателей, так как одному человеку с этой работой не справиться.

«25» мая 2015 г                                                                    Игорь Шевченко
    г. Дубна
Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии.

  

Идея и организация - Игорь Шевченко
Программирование - Мочалов Артём
Графика - Александр Карушин

Яндекс.Метрика