Рифма 3. Теория зачина - Cтатьи о хайку - Статьи 
Регистрация
Восстановление пароля
Блог Игоря Шевченко

Рифма 3. Теория зачина
                                                   Рифма 3. Теория зачина

          Рифма противоречит духу хайку. Дело не в том, что рифма что-то закрывает или заканчивает. Мистически всё обстоит как раз наоборот. Рифма и созвучия начинают отражаться, говоря ещё проще – размножаться.
          Представим жизнь в виде игрушечной пирамиды. Сначала мы закладываем первокубик. Чтобы камень удержался, под него мы кладём первый слой из четырёх кубиков. Второй слой будет состоять из 10 кубиков, третий – из 20, и т.д.
           Закон пирамиды, если очень глубоко копать, заложен самым верхним кубиком, а реализован первым слоем. Таким образом, жизнь определяется чем-то Верхним и четырьмя стихиями. Если проецировать всё на гласные, то верхний камень – это «О», а стихии – «Е», «И», «А», «У». Какие бы стихи мы не взяли, всегда есть несколько первых слогов, определяющих закон последующих рифм и созвучий. Для этих слогов давно придумано хорошее слово – «зачин». Хайку – это зачин, та первооснова, которая излучает. Недаром в средневековой Японии право сочинения зачина предоставлялось самому лучшему поэту. Зачины есть в любом стихе. Если обратиться к «Слову…», то автор для зачина обычно использовал от одного до четырёх слов: «почнЕмъже, брАтие, пОвесть сиЮ»  ЕАОУ  («Слово о полку Игореве», историко-литературный очерк, Д.С. Лихачёв, М.: «Просвещение», 1976, с. 122). Умение правильно и к месту  выбрать размер и содержимое площадки зачина уже большое искусство, такое же, как и эффективное использование её возможностей.
              При всём этом, находясь среди больших пирамид, мы видим лишь внешнее величие постройки и узоры на гранях. Мало кому удаётся мысленно воспарить над пирамидой и, глядя сверху на расходящиеся четыре луча граней, понять, что главное – центр. Горы строятся сверху.
             Свойство зачина (неповторяемости) – важнейшее техническое отличие хайку от трёхстиший. Расширить площадку для зачина до пяти разноударных слов без примеси созвучий необыкновенно трудно, и не входит ни в какое сравнение с сочинением стихов с надуманным требованием 5-7-5.
             Возвращаясь к европейским (обычным) стихам, скажу, что их критика до сих пор не уделяла должного внимания теории зачина. Но именно эта теория, на мой взгляд, является связующим мостиком восточной и западной поэзий.            
             Базу рифм и созвучий делать будем. Пусть и на примитивном уровне, вне контекста и глубины произведения, она будет полезна.

«29» мая 2015 г                                                                             Игорь Шевченко
     г. Дубна
Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии.

  

Идея и организация - Игорь Шевченко
Программирование - Мочалов Артём
Графика - Александр Карушин

Яндекс.Метрика