Фотохайку. - Cтатьи о хайку - Статьи 
Регистрация
Восстановление пароля
Блог Игоря Шевченко

Фотохайку.
          Хайку, на мой взгляд, самая верхушка пирамиды трехстиший. В статье, написанной с Михаилом Кожиным, «Спектральный анализ хайку» мы разложили трехстишия на спектры. С моей точки зрения, правильнее было бы назвать статью «Спектральный анализ трехстиший, похожих на хайку». Мы выделили семь важнейших составляющих хайкуподобных трехстиший: фотографичность (естественность, вещественность изображаемой картины и жизненность), присутствие автора, его эмоции, идеи, отражения, символика и интуиция. Понятно, что в хайкуподобных трехстишиях эти качества присутствуют в смешанном (размытом) виде. Я же называю все эти хайкуподобные трехстишия просто трехстишиями. Они лежат в основании пирамиды.
           Выше идет слой трехстиший-хайку – таких трехстиший, в которых есть две опоры. К ним, например, я отношу и мостовые трехстишия.
           Наконец, к собственно хайку, отношу трехстишия с омонимией и с четвертой строкой, так как их наличие является хорошим препятствием при копировании. Хайку, в моем понимании, обычно обыгрывают омонимию, четвертую строку, или то и другое вместе. Психологически омонимы интересны тем, что требуются усилия, чтобы вспомнить даже второе значение. Поэтому, хайку отчасти полезны уже тем, что облегчают вспоминание второго значения омонима. Всю эту пирамиду трехстиший мне удобно называть хайкуменой (как это уже давно сделала редакция одноименного журнала) или термином Наталии Леви «хайку и около».
         Фотография – родственный жанр и естественный спутник «хайку и около». И то и другое – в каком-то смысле, остановленные мгновения. Мой общий принцип исследования заключается в поиске аналогий в подобных жанрах. Он основан на моем убеждении, что наш единый мир вещественный и мнимый живет в неразрывной связи.
         Перечислим разделы больших групп снимков фотосайта http://www.photosight.ru/: жанр, животные, природа, детский мир, портрет, натюрморт, пейзаж, путешествия и т.д. Мы можем наполнить эти разделы огромным количеством «хайку и около». Общество хайдзинов сможет к каждому снимку подобрать или придумать не одно трехстишие.  
         Трехстишию-хайку (другими словами двуопорному трехстишию) будет соответствовать фотография, например, лягушки на листе кувшинки в старом пруду. Квакушка с ужасом смотрит на водную гладь, на которой среди облаков самолеты выполняют фигуру надпрудного пилотажа.
         Другой пример. Снимок регаты в Атлантическом океане, которая встречает на своем пути огромную яхту известного на весь мир олигарха. И яхта олигарха (первая опора) и регата (вторая опора) сами по себе достойны отдельной фотографии.
         Новый пример. На снимке: городские дома и то самое болотце, в котором каждый июль чайки выводили потомство, и на месте которого сейчас стоит многоэтажный дом. (Это двуопорный снимок: дома и болотце.) Человек, который живет в доме на месте, где каждое лето жила стая чаек, будет с интересом рассматривать через лупу каждую из пернатых. Несомненно, некоторые из них прилетали сюда через год, кружили, и над горами песка новостройки долго раздавались их пронзительные крики…          
         Изучение даже нескольких виртуальных фотографий приводит нас к мысли, что важны не опоры сами по себе, а ракурсы.
         Снимок «регата и яхта» интересен реальностью происходящего (здесь и сейчас).
         Снимок «лягушка и самолеты» частично дан в отраженной реальности (здесь и сейчас, но самолеты, все-таки, где-то там).
         Снимок «дома и чайки» дан в отодвинутой по времени реальности (на снимке - как бы здесь и сейчас, но на самом деле - не совсем здесь и уж совсем не сейчас).
         Таким образом, можно прийти к догадке, что при написании хайкуподобных трехстиший важно найти резонансные ракурсы взаимодействия опор. Мы приходим на новый уровень непонимания хайку, что и говорит об их вечной красоте и неисчерпаемости.
Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии.

  

Идея и организация - Игорь Шевченко
Программирование - Мочалов Артём
Графика - Александр Карушин

Яндекс.Метрика